Михаил СТРЕЛЕЦ,
доктор исторических наук
Наркомовский дебют Вячеслава Малышева состоялся
6 февраля 1939 года, то есть когда в Европе пахло войной.
Он возглавил образованный днем раньше Народный ко-
миссариат тяжелого машиностроения СССР.
Малышев быстро расставил приоритеты в работе вве-
ренной отрасли и четко сформулировал их в речи на XVIII
съезде ВКП(б). По существу была предложена «дорожная
карта» для сегмента ВПК, завязанного на тяжелое маши-
ностроение. Соображения Малышева нашли поддержку
на самом верху. Со 2 октября 1940 года по 11 сентября
1941-го он нарком среднего машиностроения СССР, и на
первое место выходит танковая промышленность.
В Великую Отечественную Малышев будет занимать-
ся этой отраслью и как заместитель главы советского пра-
вительства, и как профильный министр. Известно, что 11
сентября 1941 года создан Народный комиссариат тан-
ковой промышленности («Урок третий: система прежде
всего», «ВПК», № 44, 2014). Малышев возглавлял его
почти всю войну за исключением периода с 14 июля
1942-го по 28 июня 1943-го.
Пришлось решать уравнения со многими неизвест-
ными. Необходимо было превзойти врага и по количе-
ственным, и по качественным параметрам. И это когда
наши потери по танкам выглядели просто катастрофи-
ческими, когда стало ясно, что РККА не удержит терри-
тории, на которых находились предприятия, составляв-
шие ядро советского танкопрома. Предстояло в крат-
чайшие сроки эвакуировать их и полноценно встроить в
ВПК тыловой зоны. Промышленный ландшафт востока
СССР должен был расшириться за счет новых заводов,
конечная продукция которых включала КВ, Т-34, Т-50,
танковые дизели. Ряд предприятий перепрофилировался
на выпуск танков. Малышев блестяще решил все пере-
численные задачи.
Под его руководством совершен технологический
прорыв в танковой промышленности. Мозговым трестом
выступало детище наркома – научно-конструкторский
центр. Обрела реальные очертания конвейерная сборка,
были органически встроены в производственный процесс
многорезцовые, револьвер-
ные станки и даже полуавто-
маты. Танковый нарком
объявил вчерашним днем
ковку деталей и взял курс на
литье. Советские произво-
дители танков выступили
пионерами в отливке круп-
ных стальных деталей в ме-
таллических формах. Со
временем Малышев решил-
ся на штамповку. Соответствующая технология была до-
ведена до ума и заняла прочное место в танкопроме, вы-
теснив литье. По всем меркам уникальным стал переход к
штамповке башен.
Малышев по максимуму использовал изобретатель-
ский талант «гения сварки» Евгения Патона. Речь об авто-
матической сварке танковых корпусов под флюсом («Урок
второй: думать нужно до боя», «ВПК», № 40, 2014). Нар-
ком решил опробовать уникальную технологию на заводе
№ 183. Почему именно там? Дело в том, что этот завод
был ведущим производителем «тридцатьчетверки», кото-
рая всю войну превалировала в танковом парке РККА.
Внедрение автоматов скоростной сварки прошло без
сучка и задоринки. Пройдет совсем немного времени, и
АСС будут использовать на всех танковых заводах. Здесь
как нельзя кстати выражение: «Убить двух зайцев». Рань-
ше сваркой танковых корпусов занимались физически
крепкие мужчины, имевшие знания и навыки на уровне
не ниже выпускника ПТУ, школы ФЗО. Таковых явно не
хватало, о чем нарком прекрасно знал. С внедрением ме-
тода Патона все стало с точностью до наоборот. С АСС
прекрасно управлялись женщины, подростки 14–15 лет.
Трудоемкость изготовления корпуса «тридцатьчетверки»
уменьшилась в восемь раз.
Малышев руководил отраслью не из московского ка-
бинета, а стараясь как можно чаще бывать на местах. Нар-
комат находился в Челябинске, но случалось смотреть
смерти в глаза. В Сталинград дела танкопрома привели
Малышева в то время, когда город подвергался непрерыв-
ным обстрелам. Здесь нарком был един в нескольких
лицах. Он денно и нощно руководил выпуском танков
на местном тракторном заводе и формировал из рабочих
вооруженные отряды, которые стояли насмерть, защи-
щая от врага и Сталинград, и родное предприятие.
Потом добровольцы перешли в подчинение командарму
Василию Чуйкову.
Нарком взял за правило строжайший спрос и с себя, и
с подчиненных. Но никогда не скатывался до самодур-
ства, давал понять критикуемому, что руководствуется
только интересами дела.
Танкопром находился на личном контроле у Сталина.
За военное лихолетье, подсчитано, Малышев побывал у
главы Советского государства 107 раз. То есть они встре-
чались каждые 13 дней.
В послевоенный период главное место в деятельности
Малышева занял поиск советским ВПК ответов на вызовы
глобальной военно-технической революции. Закладывался
базис для достижения стратегического паритета с США.
Сначала атомные дела частично совпадали с функциональ-
ными обязанностями Малышева. Ситуация кардинально
изменилась с 26 июня 1953 года, когда он возглавил Мини-
стерство среднего машиностроения СССР (Минсредмаш),
в ведении которого к этому времени находились все без ис-
ключения вопросы атомной промышленности. Он занимал
эту должность до 28 февраля 1955-го. Но и после ухода из
Минсредмаша много делал для отрасли, будучи председа-
телем Государственного комитета Совета министров СССР
по новой технике. С Вячеславом Александровичем связано
блестящее руководство большими коллективами, которые
эпохально отметились по трем позициям. Во-первых, соз-
дали атомную бомбу имплозивного типа второго поколе-
ния для стратегических Ту-4 и Ту-16. Во-вторых, предъяви-
ли миру первую водородную бомбу, причем в том виде,
который позволял использовать ее как аргумент силы.
В-третьих, запустили процесс становления атомного под-
водного флота. Видный деятель советского ВПК Лев Рябев
свидетельствовал: «Инициатива разработки первой атом-
ной подводной лодки при-
надлежит Малышеву. Он
писал об этом Сталину, и тот
поддержал его».
Конечно, атомные дела,
на которые было направлено
столько энергии министра,
затрагивали интересы не
только людей в погонах. Ма-
лышеву было известно выра-
жение Курчатова: «Пусть
атом будет рабочим, а не солдатом!». Хотя у Вячеслава
Александровича была иная, чем у Игоря Васильевича,
расстановка акцентов, первый атомный министр много
сделал для применения ядерной энергетики в граждан-
ском секторе.
По линии высшего органа исполнительной власти
Малышев курировал создание двухступенчатой межкон-
тинентальной баллистической ракеты Р-7 с дальностью
полета до 10 тысяч километров. Очень тесно взаимодей-
ствовал с ОКБ-1, принимал деятельное участие в согласо-
вании тактико-технических характеристик носителя тер-
моядерного заряда.
Для цельности портрета Малышева важно отметить,
что 18 лет он входил в Центральный комитет партии, еще
дольше работал как депутат Верховного Совета СССР. В
этих двух качествах Вячеслав Александрович пребывал с
1939 года до своей смерти, случившейся 20 февраля
1957-го, то есть в разгар десталинизации.
16 декабря исполняется 115 лет со дня рождения леген-
дарного министра. Герой Социалистического Труда, кава-
лер многих орденов и медалей, дважды лауреат Сталинской
премии, генерал-полковник инженерно-танковой службы
Малышев являет собой отличный пример для современ-
ной генерации руководящих работников «оборонки».
10
«оборонка»
№ 48 (712) 13–19 декабря 2017 года
Николай НОВИЧКОВ,
кандидат технических наук
В декабре 2016 года ВМС объя-
вили, что планируют увеличить чис-
ленность боевых и вспомогательных
кораблей до 355 единиц, поддержи-
вая их эксплуатацию на требуемом
уровне. В марте 2015-го их в соответ-
ствии с оценкой структуры этого вида
вооруженных сил FSA было 308.
ОБЕЩАНО ТРАМПОМ
В последние годы корабельный
состав ВМС США обычно насчиты-
вал 270–290 наименований. Его уве-
личение до 355 примерно соответ-
ствует численности, объявленной в
ходе предвыборной кампании До-
нальда Трампа, – 350 единиц. Кор-
ректировка на пять кораблей, как
подчеркивают американские воен-
ные аналитики, произведена в соот-
ветствии с национальной военной
стратегией.
Если сравнить сегодняшние
планы ВМС США с их запросами в
2015 году, то увеличение на 47 еди-
ниц соответствует 15-процентному
росту. Согласно расчетам Исследо-
вательской службы конгресса США,
чтобы к концу 30-летнего периода
(2017–2046 ф. г.) иметь желаемые
355, флоту потребуется дополни-
тельно от 57 до 67 кораблей (если
сроки службы уже находящихся в
боевом составе не будут продлевать-
ся с превышением плановых). А по
прикидкам бюджетного бюро кон-
гресса США – даже 73–77.
Обсуждая перспективные планы
и пробивая их решение у законодате-
лей, командование ВМС США пла-
нирует произвести закупку но-
вейшей головной атомной под-
водной лодки с баллистически-
ми ракетами (ПЛАРБ) типа
«Колумбия» SSBN-826 в 2021
финансовом году. Создание
АПЛ нового поколения ранее
называлось Программой заме-
ны ПЛАРБ «Огайо» (Ohio
replacement program – ORP
или SSBN(X), которая предус-
матривала проектирование и
строительство 12 лодок нового
класса вместо 14 «Огайо», на-
ходящихся в настоящее время
на вооружении американского
флота. Военно-морские силы
США
считают
создание
ПЛАРБ «Колумбия» самой
приоритетной программой по
своему ведомству.
Как указывается в отчете Иссле-
довательской службы конгресса,
ВМС запросили на 2018 финансо-
вый год 842,9 миллиона долларов
на финансирование заблаговремен-
ных закупок и 1,041 миллиарда на
НИОКР по этой программе. В ян-
варе 2017-го стоимость закупки го-
ловной лодки типа «Колумбия»
определялась в 8,2 миллиарда дол-
ларов (в ценах на тот момент) без
учета нескольких миллиардов на
проектирование и документацию
для всей серии. Средняя цена каж-
дого корабля со 2-го по 12-й, зна-
чившаяся в предварительных расче-
тах, – 6,5 миллиарда.
В минувшем марте в отчете Глав-
ного контрольно-финансового управ-
ления конгресса США была пред-
ставлена оценка приоритетных заку-
пок Пентагона. Общая стоимость
программы «Колумбия» достигала
примерно 100,2 миллиарда долларов,
в том числе около 12,6 миллиарда на
НИОКР и порядка 87,4 миллиарда
на постройку. Аналитики в связи с
этим высказывают сомнение в воз-
можностях ВМС финансировать
необходимыми темпами закупку
кораблей других типов, что может
существенным образом сказаться на
претворении в жизнь предвыборных
обещаний президента. Конгресс дол-
жен рассмотреть вопросы, вызывае-
мые реализацией программы «Ко-
лумбия» в 2018 финансовом году, и
принять решения либо по одобрению
представленного военно-морскими
силами бюджета, либо по его сокра-
щению или изменению. Причем от
законодателей ждут обсуждения не
только стоимости, но и производ-
ственного графика и технических рис-
ков. Главным же будет потенциальное
влияние на финансирование других
кораблестроительных
программ
ВМС США.
БИТВА ЗА СТРОКУ
Американский флот не может
позволить себе строительство ново-
го поколения ПЛАРБ для замены
лодок типа «Огайо» на бюджетные
средства без серьезных сокращений
других программ, в связи с чем про-
должает поиск дополнительных ис-
точников. Эксперты подчеркивают,
что отсутствие гарантированного
полного
финансирования
по-
прежнему угрожает и «Колумбиям»,
и всему плану военного корабле-
строения в США.
Поскольку 21 сентября подраз-
делению «Электрик боат» корпора-
ции «Дженерал дайнэмикс» был
выдан контракт объемом пять мил-
лиардов долларов на разработку
новой ПЛАРБ, ВМС США плани-
руют оформить закупку головной
лодки и начать ее строительство в
2021 финансовом году. Сделка с
«Дженерал дайнэмикс» охватывает
весь комплекс проектирования,
включая компоненты и технологии,
плюс создание прототипа. В настоя-
щее время программа находится на
стадии инжиниринговых работ и
подготовки производства.
Хотя ВМС и покрывают перво-
начальные затраты на разработку на
данном этапе, этот вид вооруженных
сил рассчитывает на отдельную стро-
ку федерального финансирования
основных расходов, когда он начнет
строить подводные лодки, как дела-
лось в прошлые годы для некоторых
стратегических программ. Амери-
канские законодатели обсудили во-
прос, но не смогли обеспечить выде-
ление средств существенным напол-
нением. А с учетом экономического
климата в Вашингтоне у командова-
ния ВМС растет озабоченность тем,
что флоту придется оплачивать
большую часть расходов из собствен-
ных фондов. Если так, программы
военного кораблестроения могут по-
пасть под сокращение или даже
будут аннулированы. Должностные
лица ВМС ясно дали понять, что у
них не останется выбора.
НАЦИЯ ЗА ВСЕ ЗАПЛАТИТ
Если бы ВМС пришлось запла-
тить даже за половину необходимого
отдельного финансирования про-
граммы ПЛАРБ «Колумбия», в ко-
тором она нуждается, как об этом
было сообщено конгрессу, военно-
морские силы должны были бы ис-
ключить из 30-летнего плана до 16
других кораблей, в том числе четыре
ПЛАТ типа «Вирджиния», четыре
эсминца и еще восемь боевых еди-
ниц. «Это законопроект, за который
должна заплатить нация, – заявил ко-
мандующий военно-морскими опе-
рациями адмирал Джон Ричардсон.
– Мы просто первые из трех видов
ВС США, чтобы сделать это».
Выступая перед инвестиционны-
ми аналитиками, Майкл Петтерс,
генеральный директор одной из двух
крупнейших кораблестроительных
корпораций США «Хантингтон Ин-
галлс Индастриз» (HII), отметил,
что нужно определить, как програм-
ма ПЛАРБ типа «Колумбия» будет
финансироваться без влияния на
другие критически важные приори-
теты отрасли. Компания «Ньюпорт
ньюс шипбилдингс» (штат Вирджи-
ния), входящая в HII, станет одной
из двух верфей, разрабатывающих и
строящих ПЛАРБ «Колумбия». По
мнению Петтерса, средства, выделя-
емые на корабли для ВМС США, в
последние годы остаются на одном
уровне, поэтому этот вид ВС изо
всех сил борется с секвестрировани-
ем и последствиями Закона о бюд-
жетном контроле. HII и другие судо-
строители надеялись, что на флот,
обещанный Трампом, будет выде-
ляться больше денег. Одной из про-
грамм, указанных Петтерсом в груп-
пе риска, является десантный
транспорт-док следующего поколе-
ния LX(R), созданный на основе
проекта УДК LPD 17.
Как отметил адмирал Ричардсон,
ВМС стараются избегать ситуации,
когда флот и нация вынуждены выби-
рать между ПЛАРБ «Колумбия» и
ПЛАТ «Вирджиния»: «Мы не хотим
торговать ударом для сдерживания.
Мы хотим построить все лодки этих
типов». У «Колумбии» и «Вирджи-
нии», подчеркнул бывший подводник
Ричардсон, совершенно разные задачи.
И ШАХТ ПОМЕНЬШЕ
Для «Колумбии» создается новый
электродвигатель. «За этим, однако,
– признал Ричардсон, – очень мало
технологий, которые являются но-
выми». Это должно привести к ми-
нимизации сюрпризов, увеличиваю-
щих расходы и создающих проблемы
с надзорными органами и американ-
скими законодателями, полагает ад-
мирал.
Действительно, ВМС США уже
сделали шаги по снижению затрат на
ПЛАРБ «Колумбия». Совместно с
Великобританией, которая заменяет
свои «Авангарды» подлодками
типа «Дредноут», Соединенные
Штаты работают над унифици-
рованным ракетным отсеком
CMC. ВМС также планируют
использовать для «Колумбий»
дизайн, технологии и компо-
ненты ПЛАТ «Вирджиния»,
что может удешевить стратеги-
ческую субмарину на 17 про-
центов в соответствующих ста-
тьях расходов. В то же время
официальные представители
ВМС заявили: вероятность,
что ПЛАРБ «Колумбия» вый-
дет за расчетные показатели
стоимости технического обслу-
живания, превышает 50 про-
центов.
История не в пользу ВМС
США. «Расходы на головные кораб-
ли новых классов подводных лодок,
построенных в 70–80-х, дают мало
свидетельств того, что строить
ПЛАРБ дешевле, чем ПЛАТ, – го-
ворится в датированном началом
года сообщении бюджетного бюро
конгресса. – Первая подводная
лодка типа «Огайо» была более до-
рогой, чем головные корабли двух
классов ПЛАТ, построенные в этот
же период».
Представители ВМС отмечают,
что возраст существующих подводных
сил сдерживания исключает любые
отсрочки в программе ПЛАРБ ново-
го поколения. Группировка «Огайо»
первоначально насчитывала 18 еди-
ниц, которые были закуплены ВМС
США в 1974–1991 финансовых
годах. Корабли вошли в состав флота
с 1981 по 1997-й. Они были рассчи-
таны на 30-летний период эксплуата-
ции, однако затем пересертифициро-
ваны на 42 года службы.
Первые четыре лодки «Огайо» в
2002–2009-м переоборудованы в но-
сители КР «Томагавк», в то время
как каждая из оставшихся 14 субма-
рин несла на борту 24 БРПЛ «Трай-
дент» D-5. С 2018 года четыре пуско-
вые шахты на каждой из 14 ПЛАРБ
«Огайо» будут выведены из эксплуа-
тации. Это сократит боекомплект
БРПЛ на каждой лодке до 20 в соот-
ветствии с требованиями ограниче-
ния стратегических ядерных воору-
жений.
Первая из 14 «Огайо» с «Трай-
дентами» достигнет предела своего
жизненного цикла в 2027-м. Осталь-
ные 13 лодок этого типа будут вы-
ходить из эксплуатации примерно
один корабль ежегодно, то есть по-
следнюю должны списать в 2040-м.
ДОКУМЕНТЫ
ЛИЧНОСТЬ
По планам ВМС США на 2018 финансовый год, предполагается закупить девять новых
боевых кораблей. В их числе атомный авианосец нового поколения «Джеральд Форд»
(CVN-78), две ПЛАТ «Вирджиния», два эсминца УРО типа DDG-51, два боевых корабля
прибрежной зоны, танкер TAO-205 и буксир-спасатель.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Совместно
с Великобританией,
которая заменяет
свои «Авангарды»,
США работают
над унифицированным
ракетным отсеком
Гребной винт
Рули
Ядерный реактор
Баллистические ракеты
Спасательная капсула
Жилые помещения и кабмуз
Горизонтальные рули
Носовой
гидролокатор
Ракеты «Томагавк»
Парус
Турбинный отсек
Машинное отделение
Шлюзовая камера
«Колумбия» способна вывести из строя
любые другие американские проекты
Первый танковый
нарком, первый
атомный министр
За военное лихолетье
Малышев побывал
у Сталина 107 раз
Для решения уравнений со многими неизвестными
требовались курчатовы и малышевы
Народный комиссар танковой промышленности СССР
Вячеслав Александрович Малышев (1902–1957, в кепке),
работники наркомата и челябинского Кировского завода
у транспортного самолета Ли‑2