12
Автор идеи
Игорь Ашурбейли
Издатель
Ассоциация
военно-промышленных
компаний (АВПК)
Генеральный директор
Руслан Ашурбейли
Директор редакции
Зарина Гуриева
И. о. главного редактора
Владимир Лебедев
Арт-директор
Андрей Седых
Обозреватели
Константин Сивков
Олег Фаличев
Редакторы
Сергей Карпачев
Алексей Песков
Верстка и цветокоррекция
Юлий Нежинский
Валентина Никонорова
Корректура
Лариса Зимина
Светлана Литвинова
Дирекция
по распространению и PR
Александр Богуславский
Елена Камнева
Марина Тупий
Интернет-редакция
Татьяна Силаева
Максим Кустов
©
«Военно-промышленный курьер», 2017 г. Ссылка на «ВПК» обязательна. Перепечатка за рубежом допускается по соглашениюс редакцией.
Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет
Адресиздателя
иредакции:
125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80, корп. 16,
подъезд № 3.
Телефон/факс
(495) 780-54-36
E-mail:
А ТАКЖЕ…
Газета зарегистрирована
в Федеральной службе
по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и массовых
коммуникаций
Учредитель – АО «СОЦИУМ–А»
Издается с 19 августа 2003 года
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-60072
от 10 декабря 2014 г.
№ 48 (712) 13–19 декабря 2017 года
Подписные индексы
Каталог «Роспечать» – 25933
Каталог Российской
прессы – 60514
Газета отпечатана
в типографии
Московский филиал
ООО «Типографии
«Комсомольская правда»
Адрес типографии:
125438, г. Москва,
Лихачевский переулок, д. 4, стр. 2
Номер подписан в печать
11 декабря 2017 г. в 15.00
по графику и фактически
Тираж 50 230 Заказ № 1372
Цена свободная
КАЛЕНДАРЬ «ВПК»
Судовые ядерные энергетические
установки (ЯЭУ) с жидкометаллическим
теплоносителем имеют ряд неоспоримых
преимуществ. Создавая оснащенные ими
подводные лодки, конструкторы исходи-
ли из того, что циркулирующий в первом
контуре ЯЭУ жидкий металл с высоким
коэффициентом теплоотдачи обеспечи-
вает получение рабочего «турбинного»
пара с параметрами более высокими,
чем в ЯЭУ с классическими водо-
водяными реакторами (ВВР).
Пионерами заправки субмарин жид-
ким металлом стали американцы. Прав-
да, лодка такая у них была построена
всего одна – SSN-575 Seawolf и реактор
на ней установили тоже один – типа S2G.
Жидкометаллические перспективы
прельщали. При давлении теплоносителя
в первом контуре в 20 раз меньшем, чем
в ЯЭУ с ВВР, температура рабочего пара
после парогенератора в жидкометалли-
ческой ЯЭУ оказалась в 1,8–1,9 раза
выше. Однако сама ЯЭУ у американцев
получилась довольно сложной. Во вто-
ром контуре между трубками парогене-
ратора циркулировал промежуточный
теплоноситель – сплав натрия и калия,
нагревающий питательную воду, которая
испарялась в парогенераторе. С натрием
вышло фиаско. Наблюдалась интенсив-
ная коррозия конструкционного металла
на фоне роста в последнем напряжений.
Американцы эксплуатировали Seawolf
c S2G недолго. Уже в 1958 году лодка про-
шла капитальную реконструкцию. Жидко-
металлическую реакторную установку от
греха подальше заменили на более при-
вычную и надежную с ВВР S2WA – по типу
реактора, установленного на Nautilus. С
ним она прослужила еще долгие годы.
В нашей стране задачу применения
жидкометаллических ЯЭУ на атомных под-
водных лодках взялись решать почти одно-
временно с США. Это предусматривалось
принятым в 1955 году постановлением
Совмина СССР. Работа над проектом 645
началась вскоре после того, как в Северо
двинске была заложена первая советская
атомная субмарина К-3 проекта 627 «Кит»
(с ВВР). Закладка там же К-27 по проекту
645 состоялась летом 1958-го, когда К-3
проходила ходовые испытания в Белом
море. Через пять лет К-27 была принята в
состав ВМФ СССР. Главными конструкто-
рами проекта 645 были Владимир Перегу-
дов и с 1956 года Александр Назаров (СКБ-
143, ныне СПМБМ «Малахит»).
Сама по себе К-27 являлась «энергети-
ческой» модификацией первых советских
АПЛ проектов 627 и 627А. Внешне от них и
не отличалась. Главное новшество 645-го
проекта заключалось в том, что вместо ВВР
ВМ-А у «Китов» на экспериментальной по
сути К-27 установили два реактора ВТ-1 с
жидкометаллическим теплоносителем, в
качестве которого использовался сплав
свинца и висмута. Ядерная паропроизводя-
щая установка (ЯППУ) с ВТ-1 была разра-
ботана конструкторским коллективом
КБ-10 (будущее ОКБ «Гидропресс») под
научным руководством академика Алек-
сандра Лейпунского.
Официально отнесенная к опытным
кораблям К-27 была полноценной бое-
вой атомариной. В апреле 1964-го она
отправилась с Кольского полуострова в
атлантический поход к экватору всю до-
рогу в подводном положении, что для на-
шего подплава было впервые. За 1240
часов хода К-27 оставила за кормой
12 400 миль. Рекорд! Командир К-27 ка-
питан 1-го ранга Иван Гуляев за успехи в
освоении новой техники был удостоен
звания Героя Советского Союза.
Как и американцы, советские моряки
сразу столкнулись со сложностями экс-
плуатации. Это и необходимость посто-
янного (то есть и у причала, и при нахож-
дении в доке) поддержания температуры
первого контура свыше 125
̊
С, и его за-
грязнение радиоактивным полонием-210
(продуктом бомбардировки висмута
нейтронами), и потребность в наличии на
базе спецоборудования для приготовле-
ния свежего сплава свинец-висмут и
приема с борта лодки такого отработан-
ного «коктейля», причем фонящего.
Кроме того, К-27 оказалась весьма шум-
ной и потому более заметной, нежели
атомарины вероятного противника. Это
огорчало адмиралов больше всего.
В мае 1968 года К-27, только-только
прошедшая плановый ремонт, отправи-
лась отрабатывать курсовые задачи бое-
вой подготовки, а заодно и проверить ра-
ботоспособность энергоустановки. Увы,
«детские болезни» проекта дали о себе
знать и тот поход для К-27 оказался не
«крайним», а последним. Как только
лодка дала полный ход, тепловыделяю-
щие элементы в реакторе левого борта
перегрелись, часть их разрушилась. Лодка
всплыла и на правом реакторе вернулась
в базу. К несчастью, авария имела тяжкие
последствия: продукты деления проникли
в обитаемые отсеки. Переоблучился весь
экипаж, восемь моряков умерли в госпи-
талях, еще один задохнулся на борту в
противогазе. Специалисты пришли к вы-
воду, что наиболее вероятной причиной
аварии стало «отравление» активной зоны
реактора шлаком и окислами свинца и
висмута. Это было учтено при создании
новых лодочных реакторов с жидкоме-
таллическим теплоносителем.
Опыт эксплуатации К-27 оказался
драматическим, но вовсе не бесполез-
ным. Из него были сделаны выводы, по-
ложенные в основу создания новых АПЛ
с жидкометаллическими (тоже свинец-
висмутовыми) реакторами и титановым
прочным корпусом – одной предсерий-
ной проекта 705 и шести серийных 705К
(обобщенное название «Лира», по услов-
ной классификации НАТО – Alfa).
К разработке приступили в том же
СКБ-143 под руководством главного кон-
структора Михаила Русанова. Построенная
на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленин-
граде К-64 была чисто опытной и прослу-
жила недолго из-за аварии с застыванием
теплоносителя. Серийные же шесть атома-
рин (К-123, К-316, К-373, К-432, К-463 и
К-493), строившиеся как в Ленинграде, так
и в Северодвинске и пополнившие флот в
1977–1981 годах, благодаря великолепным
тактико-техническим данным доставили
немало головной боли ВМС США.
Характеристики были получены бла-
годаря тому, что однореакторная ЯППУ
БМ-40А со свинцово-висмутовым тепло-
носителем превосходила водо-водяные
ЯППУ других субмарин своего времени
по эксплуатационной маневренности
вдвое, по энергонасыщенности – в 1,5–
2,5, а по удельно-массовым характери-
стикам – в 1,3–1,5 раза. Примечательно,
что атомарины проекта 705К почти не
уступали в скорости (41 узел) западным
противолодочным торпедам и развивали
полный ход за какую-то минуту. Распо-
лагая поистине «истребительной» верт-
костью, «Лиры» могли атаковать против-
ника с самых невыгодных для них секто-
ров, хотя и будучи обнаруженными вра-
жеской гидроакустикой.
И это еще не все. «Лиры» оснаща-
лись комплексными системами автома-
тизированного управления энергетикой
и оружием. Это позволило свести до ми-
нимума численность экипажа – она была
в три раза меньше, чем у других подвод
ных атомоходов: 31 офицер и один мич-
ман. На флоте эти лодки заслуженно
прозвали «автоматами».
Правда, широкого распространения и
дальнейшего развития они не получили.
«Лиры» прослужили до начала 90-х годов
(головная К-123 – до 1996-го), с одной
стороны, доказав исключительные такти-
ческие стати, а с другой – выявив значи-
тельные сложности в эксплуатации.
Кроме СССР (России), столь длитель-
ного опыта применения подобных реакто-
ров на подводных лодках нет ни у кого.
Монополию в подводном атомном (как,
впрочем, и в надводном) кораблестроении
держат водо-водяные ядерные реакторы.
Константин ЧУПРИН
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
«
Располагая
«истребительной»
верткостью, «Лиры»
могли атаковать
противника с самых
невыгодных для них
секторов, хотя и будучи
обнаруженными вражеской
гидроакустикой
»
12
декабря
40 лет назад
в состав ВМФ вошла
первая серийная АПЛ
с жидкометаллическим реактором
amarket-model.ru
Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент «ВПК»
(Челябинск)
Автомат, побывавший в
руках уральского мастера,
украшен золотой росписью и
портретом создателя. На крыш-
ке ствольной коробки – авто-
граф Калашникова. Ствольная
коробка, газовая трубка, предо-
хранитель, магазин и затылок
автомата покрыты орнаментом
в традициях златоустовской
гравюры на стали.
АК востребован всеми ви-
дами современного искусства.
Златоустовское холодное ору-
жие и автомат Калашникова
объединяет главное – они были
созданы для защиты своей
страны. Но стальные клинки
сегодня лишь символ воинской
славы.
Традиции росписи по стали
в Златоусте давние. Здесь дела-
ли наградное оружие для поли-
тических деятелей и крупных
военачальников. Для Леонида
Брежнева – украшенную золо-
том шашку, для министра обо-
роны СССР Андрея Гречко –
двуручный меч, для монголь-
ского маршала Чойбалсана –
кривой кинжал. На Параде
Победы в 1945 году все генера-
лы шли по Красной площади с
именными златоустовскими
шашками.
ЭКСКЛЮЗИВ
Ствол под золотую пулю
Убойная сила автомата
увеличилась благодаря
автографу создателя
Автомат Калашникова стал произведением
искусства. Так заслуженный художник РФ
Юрий Рябков отметил 70-летие легендарного
оружия.
Американской «Ярости»
не хватает
продолжительности
Корпорация «Локхид Мартин» рабо-
тает над увеличением продолжительно-
сти полета беспилотника Fury («Ярость»)
до 15 часов. Результата планируется до-
биться внедрением новой двигательной
системы – модели 1803, являющейся
эволюцией блока 1802, которой БЛА
оснащается сейчас. Как заявил директор
компании «Локхид Мартин – беспилот-
ные системы» Кевин Вестфалл, мощ-
ность нового мотора – 24 лошадиные
силы. Он еще не тестировался в небе, но
на земле установку 200 часов прогоняли
на разных режимах. В 2018 году испыта-
ния продолжатся. С двигателем 1802
БЛА Fury демонстрировал 12-часовой
полет с полезной нагрузкой более 45 ки-
лограммов: электрооптическими и ин-
фракрасными системами видеонаблю-
дения, голосовой связи, радиоразведки,
ретрансляторами.
Токио рассчитывает
прикрыться
заокеанскими ракетами
Власти Страны восходящего солнца
намерены вооружить силы самооборо-
ны крылатыми ракетами «воздух-
земля», заявил глава военного ведом-
ства Ицунори Онодэра. Он объяснил этот
шаг повышением в регионе напряженно-
сти из-за ракетной программы Северной
Кореи.
По словам министра, средства на КР
возьмут из бюджета на 2018 финансо-
вый год, начинающийся в Японии с 1
апреля. Власти намерены оснастить ис-
требители тремя типами ракет воздуш-
ного базирования. По данным газеты
«Асахи», правительство планирует заку-
пить у компании «Локхид Мартин» раке-
ты JASSM с дальностью стрельбы 900
километров.
Израильские
ракетные катера
смогут лучше видеть цели
Военно-морские силы Израиля об-
новляют ракетные катера типа Saar 4.5.
На одном уже установлен радар ELM 2258
Advanced Lightweight Phased Array
(ALPHA). Это наиболее значимая часть
модернизации.
Радар ALPH ELM 2258 – радиолокацион-
ный комплекс, в основании которого лежат
цифровые технологии, разработанные в
компании AESA. Кроме того, на модернизи-
рованном корабле устанавливаются новые
системы РЭБ, управления и наблюдения.
Сотрудники компании Israel Aerospace
Industries приступили к работе на втором
судне. По словам главы программы Лиора
Хиршбрандта, с новым оборудованием, уже
испытанным в море, цели гораздо легче об-
наруживать и отслеживать. Операторы по-
лучат доступ к автономным инструментам
обработки больших массивов данных.
На помощь
гданьским докерам
пришли вьетнамские
спасательные суда
Правительство Польши подписало
рамочное кредитное соглашение с вла-
стями Вьетнама о строительстве шести
поисково-спасательных судов. Испол-
нять заказ стоимостью 200 миллионов
евро будут по кооперации специалисты
компаний Polish Armaments Group и
Cenzin. В соответствии с условиями до-
говора первые два судна построят на
верфях в Гданьске. Вторая партия из че-
тырех кораблей будет закладываться во
Вьетнаме. Польские корабелы должны
обеспечить передачу технологии и ком-
плекты материалов.
Индийский «Акаш»
стал точнее
Специалисты Индийской организа-
ции оборонных исследований и разра-
боток (DRDO) успешно испытали ракету
класса «земля-воздух» «Акаш», осна-
щенную новейшей системой самонаве-
дения.
Пущенный с полигона Чандипур об-
разец поразил беспилотную управляе-
мую мишень «Банши». Как следует из
заявления военного ведомства страны,
после этих испытаний Индия получила
возможность
производить
ракеты
«земля-воздух» любого типа. Новая си-
стема наведения позволит повысить точ-
ность ракеты «Акаш», БЧ которой снаб-
жена 55–60 килограммами осколочно-
фугасных элементов, на расстоянии
25–30 километров.
По материалам Jane's Defence Weekly
ПРЕССА
Бразилия модернизирует
американские БТР М113S.
Компания BAE Systems уже обновила
150 машин по контракту стоимостью
41,9 миллиона долларов
Сергей БЕЛКОВСКИЙ
aselsan.com.tr
В подмосковном Раменском в годы войны было
сформировано несколько первых воздушно-десантных
соединений, потому город заслуженно стал местом про-
ведения масштабного праздника, посвященного ВДВ.
Организаторами III международного фестиваля «Песни
огненных дорог» выступили общественные объедине-
ния – МРОО «Союз десантников», «Офицеры России» и
местное казачество при поддержке администрации Ра-
менского района. Посвященный памяти Героя Советского
Союза полковника Александра Маргелова, который лично
открывал первый такой фестиваль три года назад, этот
праздник патриотической песни не случайно проводится
в конце года. В декабре 1941-го началось контрнаступле-
ние под Москвой. В этом же месяце 1979-го советские
войска вошли в Афганистан, а ровно 101 годом раньше
завершилась осада Плевны. Боевые действия в Чечне
начались опять-таки в декабре, в 1994-м… Сохранение
памяти обо всех павших защитниках Отечества – одна
из главных задач организаторов фестиваля. Он оказался
на редкость звездным, причем в прямом смысле слова.
В состав жюри вошли сразу три человека, удостоенных
«Золотой Звезды»: «афганец» Игорь Чмуров, летчик-
испытатель Анатолий Кнышев и офицер-разведчик
Роман Щетнев. Люди заполнили зал ДК, в котором
проходил фестиваль, до отказа. Звучавшим здесь песням
оказались покорны сразу несколько поколений – ветера-
ны войны и труда, интернационалисты, участники боевых
действий, офицеры и казаки, кадеты и школьники, вос-
питанники детских домов и члены семей погибших во-
еннослужащих и сотрудников органов правопорядка. Под
прекрасно смонтированный видеоряд прозвучало много
замечательных песен, стихов, музыкально-поэтических
композиций. Что характерно: каждый второй участник
фестиваля в прошлом носил погоны, каждой третьей
была женщина, а каждый пятый – ребенок. Не стоит ду-
мать, что песни «огненных дорог» были только о войне,
большинство музыкальных и поэтических номеров по-
свящались миру, любви, долгу. Все участники фестиваля
были по достоинству оценены звездным жюри, став
лауреатами. А Гран-при III фестиваля «Песни огненных
дорог» удостоился Александр Усманов – участник
ансамбля «Братья-казаки».
Роман ИЛЮЩЕНКО, подполковник запаса
ОГНЕННЫЕ ДОРОГИ
ВЕДУТ В РАМЕНСКОЕ
lutugino.su
ramrodina.ru