04
№ 48 (712) 13–19 декабря 2017 года
КОНЦЕПЦИИ
Константин
СИВКОВ,
заместитель
президента РАРАН
по информационной
политике, доктор
военных наук
При использовании интегральных форм планера
экраноплана, например предложенного Владимиром
Яцковым прямого монокрыла («Сухогруз «Прощай,
Монтана» возвращается», «ВПК», № 46, 2017), возмож-
но создание в среднесрочной перспективе приемлемой
конструкции с максимальным взлетным весом до трех
тысяч тонн, что весьма прилично. Крейсерская ско-
рость, обеспечивающая максимальный экранный эффект,
будет колебаться от 300–350 до 500–550 километров в
час (300 узлов).
Исходя из этого оценим дальность действия и авто-
номность боевого экраноплана. Ан-225 берет при полете
на предельное расстояние 230 тонн топлива – по 38 на
каждый двигатель. Примерно такие же показатели у Ан-
124 и других крупных воздушных судов. Возьмем за
основу для расчетов. Важно отметить: в экранном режи-
ме Э-план может при прочих равных условиях покрыть
на 25–30 процентов большее расстояние, нежели самолет
на средних высотах. Значит, на крейсерской скорости при
загрузке топлива 40 тонн на двигатель дальность полета
нашего «фрегата» составит 17000–19000 километров.
Но объем горючего можно довести и до 1200 тонн
(против 800 расчетных). И тогда получим 26000–30000
километров. Для обычного корабля аналогичного водо-
измещения нереальная дальность хода.
По главному ограничителю – топливу вычисляем ав-
тономность экраноплана: от трех до четырех суток. Это
сопоставимо с продолжительностью первых операций в
современной войне.
За вычетом оценочного веса конструкции (в том
числе бронирования) получаем допустимый вес оружия
для этого типа судов – от 300 до 600 тонн. Вполне до-
статочно, чтобы разместить мощный арсенал.
Управа на АУГ
Важные детали, определяющие значение и необходи-
мость экранопланов для ВМФ: движение на малой высоте
и большой взлетный вес. Первый фактор делает их плохой
мишенью для ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух».
Оснащение верхней поверхности композитной броней,
способной выдержать осколки БЧ, дает экранопланам
почти стопроцентную неуязвимость. Стрельба ПКР по
ним неэффективна в силу высокой скорости движения.
Основная угроза судну –
истребители и штурмовики
с пушками и НУРСами. Од-
нако здесь есть проблема
обнаружения и наведения на
цель. При работе РЛС само-
лета в режиме селекции дви-
жущихся целей на курсовых
углах, близких к траверзу,
возникают «слепые зоны»:
станции не выделят экрано-
план как движущуюся ми-
шень. Это чрезвычайно
крепкий орешек для ПВО,
что во многом предопреде-
ляет реальную область при-
менения такой техники в
нашем флоте.
Прежде всего – борьба с авианосными соединениями
и группами, обладающими мощной защитой. Высокая
скорость Э-планов исключает уход надводных сил про-
тивника из-под удара. Значительные размеры позволят
разместить на борту боекомплект противокорабельного
вооружения, достаточный, чтобы силами четырех-пяти
летающих судов разгромить даже авианосную группу (или
по крайней мере нанести такое поражение, которое лишит
ее способности к сопротивлению, оставив на растерзание
другим силам разнородного ударного соединения).
При оснащении гиперзвуковыми ПКР «Циркон»
уделать АУГ США сможет даже экрапоплан-одиночка.
Его оснащение ЗРК для противодействия истребителям
в сочетании с конструктивной защитой обеспечит высо-
кую боевую устойчивость даже в ближней зоне обороны
вражеского корабельного соединения при фактической
неуязвимости в дальней и средней, откуда и будут при-
меняться ПКР. Для доразведки и выдачи целеуказания
такие экранопланы могут нести малогабаритные, в том
числе одноразовые БЛА.
Вероятный облик Э-плана таков: водоизмещение –
2500–3000 тонн, крейсерская скорость – до 350 кило-
метров в час при дальности хода 5000–6000 миль (ради-
ус действия – 2200–2800 миль). Главное вооружение:
16–24 ПКР («Оникс», «Калибр» или «Циркон»), ЗРК –
модификация средней дальности для стрельбы по воз-
душным целям с боекомплектом 16–24 единицы (для
уничтожения истребителей противника до рубежа пуска
ракет), одна-две 30-мм АУ, четыре – восемь малогаба-
ритных БЛА разведки. Появление таких Э-планов по-
зволит в среднесрочной перспективе решить задачу борь-
бы с авианосными и другими надводными группировка-
ми противника. Таких судов потребуется восемь – десять
на каждом океанском флоте России.
На закрытых МТВД Э-планы могут применяться
для уничтожения малых корабельных групп, главным
образом в зонах с мощной ПВО и противокатерной обо-
роной. Для этого достаточно иметь суда водоизмещени-
ем 100–150 тонн, скоростью хода 250–300 километров в
час при дальности действия в пределах 500 миль с че-
тырьмя – восьмью ПКР малой дальности и одной-двумя
АУ МЗА калибра 30 миллиметров для ближнего боя с
истребителями. Для Балтийского и Черноморского
флотов достаточно четырех – шести таких Э-планов.
Гости из будущего
Другая важная задача, в решении которой экрано-
планы могут оказаться весьма эффективными, – борьба
с подлодками, особенно АПЛ, вооруженными баллисти-
ческими ракетами.
Для большей автономности противолодочный воз-
душный корабль для действий в удаленных районах дол-
жен иметь водоизмещение до трех тысяч тонн. Поисково-
прицельный комплекс может быть создан по образцу
самолетных: система на основе РГАБ и магнитометра, а
также оборудование для обнаружения кильватерного
следа. Средства, характерные для водоизмещающих ко-
раблей и субмарин, для этого типа судов неприемлемы.
Арсенал также самолетный: 8–12 малогабаритных про-
тиволодочных торпед. Автономность должна быть сопо-
ставима с продолжительностью ведения противолодоч-
ной операции – несколько суток. Поскольку придется
действовать в зоне ПВО, Э-плану нужны ЗРК с дистан-
цией стрельбы 120–160 километров по воздушным
целям и одна-две АУ МЗА калибра 30 миллиметров.
Для сбора информации от РГАБ с учетом малой высоты
полета целесообразно иметь два – четыре многоразовых
малогабаритных
БЛА-
ретранслятора.
Если принять, что воз-
можности поиска подводных
лодок экранопланом равно-
ценны самолетным, вероят-
ность уничтожения в ходе
операции ПЛАРБ США в
районах их боевого предна-
значения силами шести –
восьми таких судов может
достигать 0,5–0,6. Это ис-
ключительно высокий пока-
затель, если сравнить с се-
годняшними 0,02–0,05. В
составе наших океанских
флотов следует иметь по
10–12 таких кораблей.
Летающие суда могут сыграть важную роль при высадке
десантов. Их скоростные качества позволяют преодолевать
зону огневого противодействия противника за время, почти
исключающее эффективное сопротивление. Это важно для
первой, наиболее массовой волны десанта, захватывающей
плацдарм при мощной, эшелонированной ПДО.
Размер такого Э-плана должен быть максимальным
– около трех тысяч тонн. Поскольку условие успеха де-
сантной операции – завоевание господства в воздухе и на
море в районе высадки, такие средства самообороны,
как у ударных и противолодочных аналогов, в данном
случае необязательны. Достаточно одной-двух АУ МЗА
для отражения атак одиночных СВН. Однако нужны
средства подавления ПДО. Здесь лучше всего подходят
различные РСЗО. Это может быть «Ураган» или по-
следние модификации «Града». С учетом вероятного
объема огневых задач на борту такого десантного
судна целесообразно иметь 12–16 направляющих
РСЗО калибра 220 миллиметров или 40–60 120-мм с
двойным боекомплектом. При таком оснащении на
экраноплане водоизмещением три тысячи тонн может
разместиться рота морской пехоты со штатными воору-
жением и техникой. Отсюда потребность – по 12 судов
на каждом флоте (и океанском, и морском).
У экранопланов хорошее будущее. Наша страна еще
сохраняет первенство в этой области и его надо экстрен-
но овеществить, пока идею не перехватили другие, как
уже было не раз в постсоветской России.
На сайте vpk-news.ru есть расширенная версия этой статьи
При оснащении
гиперзвуковыми«Цирконами»
справиться
с американской
авианосной группой сможет
даже экраноплан-одиночка
Возможно ли оснаще-
ние экранопланов ядерными
силовыми установками? По-
пытки создать атомолеты
предпринимались в конце
50-х – начале 60-х годов. Ни
в СССР, ни в США ничего
путного не вышло. У нас
ядерные моторы пробовали
ставить на Ту-119 (Ту-95) и
М-60. Был опыт атомного
Ан-22. Главная проблема,
оставшаяся не решенной как
у нас, так и у американцев, –
сильная радиация реактора,
работающего в более напря-
женном режиме, нежели на
кораблях и субмаринах.
Предполагалось размеще-
ние экипажа из двух летчи-
ков в изолированных отсе-
ках с биологической защи-
той массой более 30 тонн.
При этом после полета борт
мог невероятно сильно фо-
нить, и работы на нем до-
пускались лишь по истече-
нии нескольких недель
после посадки. Даже для
проведения простейшего
регламента требовалось от-
стыковать весь двигатель-
ный отсек, не говоря уже о
необходимости
особого
аэродромного обеспечения
и соответствующей техники.
Технологии, позволяющие
эксплуатацию боевого экра-
ноплана с ядерной установ-
кой на борту (и достаточно
большим экипажем), пока
не созданы.
Атом на вылет
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Боевые экранопланы
первого поколения
будут брать на борт
до 600 тонн оружия
Сегодня самые большие воздушные суда
имеют максимальный взлетный вес порядка
600 тонн. Это Ан-225 «Мрия» и А-380.
Экранный эффект повышает подъемную
силу крыла в два – четыре раза. По флотской
классификации – почти фрегат, до авианосца
далеко.
ЭКСПЕРТИЗА
И снова
неуловимые
allsingaporestuff.com
– Андрей Николаевич, понятно,
что окончательные результаты бое-
вой учебы в войсках станут известны
только в начале 2018-го. Но основ-
ные итоги подготовки и развития
ВДВ в 2017 году уже, видимо, можно
подвести?
– Боевая учеба осуществлялась в
строгом соответствии с планом дея-
тельности войск на 2016–2020 годы.
Все мероприятия выполнены в пол-
ном объеме. Более того, их интен-
сивность имеет хорошую динамику.
Судите сами. В 2017-м проведено
более 400 тактических и командно-
штабных учений, из них около 300 с
привлечением артиллерии и ПВО.
Количество мероприятий с боевой
стрельбой увеличилось более чем на
шесть процентов.
Как вы знаете, все уроки, заня-
тия, стрельбы, тренировки, учения
сегодня проводятся с элементами со-
стязательности, а лучшие подразде-
ления, достигшие высоких результа-
тов, получают звание «Ударные». По
итогам летнего периода обучения
число определенных для присвоения
этого почетного наименования уве-
личилось в три раза. А если взять
ЗВЕЗДЫ
РОССИЙСКОГО
«АРБАЛЕТА»
Анна МОХОВА,
корреспондент «ВПК»
(Симферополь)
В Доме офицеров
флота в Феодосии прошел
торжественный
ритуал
прибивания к древку по-
лотнища боевого знамени
171-го отдельного ДШБ
7-й гвардейской десантно-
штурмовой дивизии (гор-
ной). В церемонии уча-
ствовали замкомандую-
щего ВДВ генерал-майор
Виктор Купчишин и ком-
бат Алексей Толмачев.
Вручение боевого знаме-
ни первому в Крыму
десантно-штурмовому ба-
тальону отметили торжественными
мероприятиями на центральном ста-
дионе города.
Командующий ВДВ России Ан-
дрей Сердюков поздравил личный
состав и выразил уверенность в том,
что все задачи, поставленные перед
крымскими десантниками, будут вы-
полнены. По его словам, ДШБ на 70
процентов станет комплектоваться
контрактниками, в основном мест-
ными уроженцами. Современное воо-
ружение в батальон начнет поступать
с началом 2018 года. Глава Республики
Крым Сергей Аксенов, присоединив-
шись к поздравлениям, назвал фор-
мирование десантно-штурмового ба-
тальона знаковым событием и заявил,
что подразделение усилит группиров-
ку российских войск на территории
полуострова.
Отметить событие собрались по-
читатели ВДВ всех возрастов, и ста-
дион «Коралл», рассчитанный на
2700 мест, едва вместил желающих.
Убеленные сединами ветераны, обла-
ченные в военную форму, вспомина-
ли былое и оценивающе смотрели на
нынешних бойцов. А по периметру
пытались чеканить шаг будущие за-
щитники Отечества – представители
ДОСААФ и крымских детских
военно-патриотических клубов. Не
все, правда, у них получалось, по-
скольку самым маленьким иногда
приходилось поспешать за старшими
вприпрыжку, но это быстро
пройдет.
Зрители высоко оценили
выступление сводного оркестра
7-й гвардейской десантно-
штурмовой дивизии и показа-
тельные выступления 16 пара-
шютистов, десантировавших-
ся на поле с флагами России,
Минобороны и ВДВ. Бойцы
разведподразделения показа-
ли комплекс армейского ру-
копашного боя и тактический
эпизод, уничтожив захватив-
ших заложников условных
террористов.
В Феодосии развернут мобильный
пункт по набору на службу по контрак-
ту в Вооруженные Силы.
АКЦЕНТ
Феодосийский
десант
ДШБ закрепился в Крыму
ДШБ будет на 70 процентов
комплектоваться
контрактниками,
в основном уроженцами
Крыма
Впервые в истории Крыма
здесь сформирован отдельный
десантно-штурмовой батальон
в составе ВДВ РФ.
Начало на стр. 01
ТЕМА
kharkovforums.com
Генштаб
сообщил об
освобождении
Сирии от боевиков
запрещенного
в России
«Исламского
государства». Какие
уроки из контртеррористической
операции извлекли
Воздушно-десантные войска.
В чем особенности боевой
подготовки на современном этапе.
На эти и другие вопросы «Военно-
промышленного курьера» ответил
командующий Воздушно-десантными
войсками генерал-полковник
Андрей СЕРДЮКОВ.
Анна МОХОВА