Газета «Военно-промышленный курьер». №48 (712) 13-19 декабря 2017 года - page 9

Российский истребитель
Су-57 совершил первый
полет с новым двигателем.
Он позволяет развивать
сверхзвуковую крейсерскую
скорость, и именно его
наличие делает перспек-
тивный истребитель полно-
ценным самолетом пятого
поколения.
В день первого полета
двигатель отработал на
различных режимах 37
минут, из них 17 в полете.
Новая силовая установка
оснащена интегрированной
интеллектуальной системой
управления, максимально
информативной и удобной
для летчика. Разработчик
двигателя второго этапа для
ПАК ФА – ОКБ имени
А. М. Люльки. Минобороны
планирует подписать контракт
на закупку установочной
партии истребителей пятого
поколения Су-57 в 2018 году
с поставкой машин в 2019-м.
Су-57 ПЕРЕЖИЛ ПЕРЕСАДКУ
СЕРДЦА
rusarmy.com
09
«ОБОРОНКА»
говориться с соседним профильным заводом. Поэтому
надежность и эффективность ТЭД не была оценена в пол-
ной мере.
Во время выполнения работ появились вопросы к пре-
образователям тягового генератора и электродвигателей,
к системе управления, но выявленные проблемы также не
были решены. Молодые специалисты на этапе НИР не
рискнули потребовать от руководства проведения повтор-
ных полноценных испытаний. Позже это негативным об-
разом отразилось на ОКР.
Решение «головника» применить на макетном образце
КамАЗ-7950 неподходящий двигатель Detroit в значи-
тельной степени предопределило дальнейший ход работ.
Использовать проверенные решения по агрегированию
указанного двигателя с каким-либо отечественным тяго-
вым генератором, наилучшим по конструкции и характе-
ристикам, было невозможно. Для дизель-генераторной
установки вынужденно был выбран тип генератора, ни-
когда ранее не применявшийся в качестве тягового ни в
отечественных, ни в зарубежных разработках, – вентильно-
индукторная машина с независимой обмоткой возбужде-
ния. Конструкция генератора не позволяла его использо-
вать на отдельных режимах работы дизельного двигателя,
также выявлена недостаточная мощность по результатам
испытаний.Шум индукторного генератора (около 100 Дб)
значительно превышал требования, предъявляемые к
ВАТ. Но специалисты компании-соисполнителя и созда-
тели генератора оказались в жестких рамках, не позволяв-
ших найти приемлемые решения.
В техническом облике снаряженная масса макетного
образца была указана равной 20 тоннам. Нетрадиционные
технические решения предполагают отказ от тяжеловесных
карданов, поэтому следовало ожидать значительного сни-
жения массы относительно предшествующих поколений
СКШТ. По факту этот параметр у макетного образца
КамАЗ-7950 получился вдвое больше – около 40 тонн.
Кроме того, «КамАЗ» для проектирования макетного об-
разца взял за основу раму от шестиосного шасси МАЗ-
547В, а это много тонн лишнего веса. При выполнении
НИР такие решения допустимы. Но как показал дальней-
ший ход ОКР, тревожный звонок увеличения снаряженной
массы в ходе НИР прозвенел для «КамАЗа» впустую – рас-
чет массы макетного образца так никому и не поручили.
ЗАСЕКРЕЧЕННЫЕ ИННОВАЦИИ
Приходится с сожалением констатировать: в НИР
«Платформа» не выполнены не только сопутствующие, но
и многие необходимые исследования, которые позволили
бы решить ряд важных технических проблем. Этому есть
только одно оправдание: сворачивание НИР и разруше-
ние военной науки в период 2008–2012 годов было по-
всеместной практикой.
Результаты НИР дали пищу для размышлений специа-
листам основного соисполнителя и кооперации. Макетный
образец все же поехал, пусть и с трудом, что является
огромным достижением исполнителей. Но «КамАЗ» не по-
зволил провести исследовательские работы с макетом –
разработчикам-идеологам этих инноваций не дали даже
приблизиться к макету, и это еще одна ошибка.
В ходе НИР следовало создать новые методики испыта-
ний СКШТ с НТР, изучить потребности генеральных за-
казчиков ВВТ, учесть пожелания головных разработчиков
ВВТ. Этим вопросам не было уделено должного внимания.
Исследования на отбор мощности от генератора для обе-
спечения работы агрегатов надстройки в движении макет-
ного образца не проводились, что в дальнейшем сказалось
на выдаче частных техзаданий изготовителям КТЭО.
Все проекты техзаданий кооперации ОКР были НПЦ
СМ МГТУ им. Баумана подготовлены с учетом результа-
тов НИР «Платформа». Однако «КамАЗ» в связи со сме-
ной кооперации даже не стал обсуждать эти ТЗ.
Не решены в НИР вопросы защиты от новых типов
высокоточного и электромагнитного оружия, средств
РЭБ, снижения заметности в инфракрасном и радиодиа-
пазонах. Не проверена правильность технических реше-
ний применительно к условиям Арктики, влажному кли-
мату, пустынной и горной местности. Не были доскональ-
но проработаны вопросы по использованию накопителей
энергии и по их эксплуатации – испытания не проводи-
лись. В полном объеме не изучены вопросы защищенно-
сти шасси от подрыва на минах – ограничились разработ-
кой и изготовлением кабины.
Руководители работ со стороны «головника» явно то-
ропились, и как только наступил подходящий момент
(после показа министру обороны Сердюкову), началась
подготовка технико-экономического обоснования для
проведения ОКР. В качестве задела разработали и подго-
товили множество новых и уточненных технических ре-
шений, но, как показала практика, ни одно из них в части
ЭМТ в дальнейшем не было востребовано. Подвеску при-
шлось переделывать, дизельные двигатели взять у другой
инофирмы.
А когда к разработчикам пришел необходимый опыт,
«КамАЗу» уже в третий раз пришлось начинать все с нуля
и разрабатывать СКШТ со схемами, отличными от
«мотор-колесо». И даже вернуться на поколение назад, то
есть к механической трансмиссии. Каков будет оконча-
тельный результат – пока неизвестно.
Конструкторы
с многолетним опытом
проектирования
давно заметили:
без новой шины
нет новой машины
Владимир РЫБАЧЕНКОВ,
советник МИДа РФ
в отставке
Как следует из документа, на 1 февра-
ля, а это конечный срок выхода на уровни
СНВ, определенные подписанным в 2010
году в Праге Соглашением об ограниче-
нии и сокращении стратегических насту-
пательных вооружений, арсенал США
будет включать не более 1550 разверну-
тых ядерных боезарядов (ЯБЗ) и около
2500 резервных ЯБЗ.
В настоящее время американская ядер-
ная триада оснащена 12 типами ЯБЗ, в том
числе пятью для БРПЛ (Mk4 W76-0,
Mk4A W76-1, Mk5 W88) и МБР (Mk12A
W78, Mk21 W87) и семью для гравитаци-
онных бомб и крылатых ракет (B61-3, 4, 7,
10, 11, B83-1, W80-1 – ALCM).
В 2018 году НАЯБ продолжит реализа-
цию запущенной около 20 лет назад про-
граммы продления на 30 лет срока эксплуа-
тации основных ЯБЗ (Life Extension Program
– LEP), в основе которой замена ядерных и
обычных компонентов (взрывателей, трак-
тов газопередачи, кабелей, вентилей и т. д.).
На дальнейшее обновление ЯБЗ W76-0 вы-
делено 220 миллионов долларов с расчетом
на то, что весь проект будет завершен к
концу 2019-го, когда около двух тысяч спец-
изделий под названием W76-1 с годностью
вплоть до 2050 года будут переданы ВМФ.
Аналогичные работы в отношении ЯБЗ
W87 планируется завершить к 2024-му, се-
рийное производство обновленных W88 –
начать в конце 2019-го, а W80-4 LEP – в
2025-м. Выпуск первых универсальных ЯБЗ
B61-12 LEP с регулируемой мощностью на
замену старой серии В-61 намечен на сере-
дину 2020 года, причем весь проект обой-
дется бюджету в 10 миллиардов долларов.
В перспективном плане ставка дела-
ется на переход к концу 2030-х к сокра-
щенному наполовину количеству типов
боезарядов и оснащению арсенала США
по схеме 3+2 на основе взаимозаменяе-
мых ядерных боезарядов для МБР и
БРПЛ (IW1-IW3), а также зарядов В61-
12 и W80-4.
Большое внимание уделяется нара-
щиванию производства центральных
плутониевых частей (ЦПЧ) как неотъем-
лемого элемента ядерного заряда. Если в
2018 году намечено выпустить четыре
ЦПЧ на производственной площадке
Лос-Аламосской национальной лабора-
тории, то в 2024-м – уже 10, а к 2030-му
– 50–80.
Всего на вышеуказанные работы в
2018 финансовом году НАЯБ выделено
10,2 миллиарда долларов, что на 11 про-
центов больше по сравнению с 2016-м.
Обращает на себя внимание формули-
ровка SSMP 2018 относительно возможно-
сти подземных ядерных испытаний. Если в
изданной в 1993-м президентской директиве
PDD-15 НАЯБ ставилась задача быть гото-
вой к их возобновлениюне позднее чем через
два-три года после принятия в случае необхо-
димости соответствующего политического
решения, то теперь речь идет о сроке 6–10
месяцев, хотя при этом и говорится о прове-
дении некоего упрощенного теста.
Примечательна негативная реакция экс-
пертов авторитетной НПО – Федерации
американских ученых – на подобную поста-
новку вопроса: мол, с каким багажом поедет
делегация Соединенных Штатов на обзор-
ную конференцию ДНЯО в 2020 году, если
вдобавок к указанной вредной инициативе
США отказываются ратифицировать
ДВЗЯИи намекают на возможность выхода
из российско-американского договора по
ракетам средней и меньшей дальности?
Группа
продленного
ДНЯО
Ядерные планы
Пентагона осуждают
даже американские
эксперты
Национальная администрация
по ядерной безопасности США
(НАЯБ) направила в конгресс
доклад о планах поддержания
боеготовности американского
атомного арсенала в 2018
финансовом году (2018 Stockpile
Stewardship and Management Plan,
SSMP 2018) и на перспективу.
Тип Мощ-
ность
Коли-
чество
развер-
нутых
Ре-
зерв
Носитель
W78
335 200 400 МБР
«Минит-
мен III»
W87
300 200 340 То же
W76-0
100 0
385 БРПЛ
«Трай-
дент II»
W76-1
100 500 700 То же
W88
455 380 0 То же
W80-1
150 200 320 В-52, КР
B61-7
10–360 100 410 В-52 и В-2
B61-11
400
В-2
B83-1
1200 0
В-52 и В-2
B61-3
0,3–170 150
350 F-15, F-16
B61-4
0,3–50
То же
B61-10
0,3–80
То же
АСПЕКТ
m-diplomat.ru
Алексей ЗАХАРЦЕВ,
корреспондент «ВПК»
(Санкт-Петербург)
50-летию службы атомарин
671-го проекта была посвящена
научно-техническая конферен-
ция, организованная разработчи-
ком семейства – СПМБМ «Мала-
хит» и одним из основных
заводов-строителей – Адмирал-
тейскими верфями. АПЛ заметно
расширили возможности нашего
флота. Головная К-3 проекта 627
была принята на вооружение в
1958 году, и сразу же обозначи-
лись пожелания, технические и
функциональные, для последую-
щего развития атомных лодок.
Среди задач, которые стави-
лись перед создателями многоце-
левых АПЛ второго поколения,
значились использование новой,
более прочной маломагнитной
стали, повышение глубины погру-
жения, переход на переменный
ток, внедрение новой парогенера-
торной установки, дальнейшее
развитие автоматики и систем
управления. Как отметил гене-
ральный директор АО «СПМБМ
«Малахит» Владимир Дорофеев,
появилась насущная необходи-
мость в создании нового корабля,
который вобрал бы в себя все
лучшее, что было на подлодках
первого поколения, и при этом
обеспечил решение проблем,
вскрытых при эксплуатации. Ре-
зультатом стала крейсерская АПЛ
671-го проекта, предназначавша-
яся для борьбы с атомными под-
водными ракетоносцами против-
ника, противодействия кораблям,
развернутым на рубежах противо-
лодочной обороны, а также для
прикрытия наших конвоев от вра-
жеских ударов.
Проектные работы по техни-
ческому заданию ВМФ под на-
блюдением Первого института
Министерства обороны проводи-
лись «Малахитом» с 1959 года под
руководством главного, а впослед-
ствии генерального конструктора
Георгия Чернышева. Успех проек-
та обеспечила совместная плодот-
ворная работа флота, проектного
бюро «Малахит» и Адмиралтей-
ских верфей. Герой России Влади-
мир Александров, возглавлявший
предприятие более четверти века
и пришедший на завод мастером
как раз тогда, когда начинались ра-
боты над атомоходом, вспомина-
ет: «Если бы не было 671-го про-
екта, я не очень четко представляю
себе судьбу завода в тот период.
Верфи в начале 60-х годов испы-
тывали определенные трудности:
сворачивалась программа, связан-
ная
с
выпуском
дизель-
электрических подводных лодок
615-го проекта, прекращалось
строительство тяжелых крейсеров.
И здесь огромную роль сыграл ди-
ректор завода Борис Хлопотов,
человек с определенной народной
хитрецой, глубоко знающий судо-
строение. Он сумел создать груп-
пу специалистов, которые подго-
товили расчетные документы
под строительство атомных под-
водных лодок. В ЦК партии и
правительстве идея нашла пони-
мание, и в 1963 году вышло по-
становление о развитии завода.
С этого момента началась мо-
дернизация и развитие 12-го
цеха, ряда участков, ожило наше
конструкторско-технологическое
бюро, был произведен набор трех
тысяч рабочих с выделением
жилья. Вместе с моряками каж-
дый год проводили совещания, где
рассматривали состояние техники,
удачи и неудачи. Это позволило от
заказа к заказу добиваться все луч-
ших результатов. Я начал руково-
дить верфями с 1984 года, и семь
подводных лодок, которые тогда
построили, показали очень высо-
кое качество. Последняя из них
сдана в 1992-м».
ЗАБЫТЫЕ ТЕМПЫ
Атомные подлодки 671-го
проекта получились очень удач-
ными: надежными, малозаметны-
ми, быстроходными, спокойно
погружались на 400 метров,
имели скорость более 30 узлов и
два с лишним месяца могли нахо-
диться в автономном плавании.
Владимир Дорофеев обратил
внимание на немыслимую сейчас
интенсивность работы: «Техни-
ческий проект корабля был за-
щищен в 1960 году, документа-
ция передана на завод в 1962-м,
головной корабль принят в со-
став ВМФ в 1967-м. То есть от
завершения разработки техпро-
екта до поднятия военно-
морского флага прошло всего
шесть лет. С точки зрения нашей
сегодняшней действительности
– сроки фантастические».
Высокие тактико-технические
характеристики АПЛ проекта
671 были получены в ре-
зультате удачного сочета-
ния новых технических
решений. Это симмет-
ричная форма корпуса с
оптимальными пропуль-
сивными качествами, кре-
стообразное оперение, где
большие горизонтальные
рули дополнялись малы-
ми, предназначенными
для управления на высо-
ких скоростях, «правиль-
ная» носовая оконечность
с грамотным расположе-
нием торпедных аппара-
тов и крупногабаритной антен-
ной гидроакустики. Одновальная
энергетическая установка с двумя
водяными реакторами обеспечи-
вала повышенную надежность.
Блочная компоновка паротурбин-
ной установки улучшила вибро-
акустические характеристики и
упростила монтаж. Из внедрен-
ных новшеств стоит назвать при-
менение новой высокопрочной
корпусной стали, использование
в энергетических системах трех-
фазного переменного тока, ши-
рокое внедрение дистанционного
управления исполнительных ме-
ханизмов.
ОБОГНАВШАЯ ТЕХЗАДАНИЕ
На юбилейную конференцию
создателей 671-го проекта приш-
ли десять моряков из первого
экипажа головной подлодки, ко-
торые вспомнили массу любо-
пытных эпизодов рождения ко-
рабля. Как работали в три смены
без выходных, как вели готовую
лодку в плавдоке через разведен-
ные невские мосты, как на испы-
таниях переборщили с диффе-
рентом и пришлось всплывать в
аварийном режиме, как в сто-
местной подлодке на первых вы-
ходах в море жили и работали
свыше 300 человек. Но особенно
интересны тогдашние ноу-хау.
Уже на подлодках второго по-
коления было решено перейти от
отдельных
гидроакустических
станций к комплексам. Причем
новая система оказалась настоль-
ко чувствительной по дальности
обнаружения цели, что в несколь-
ко раз превосходила параметры
технического задания. А посколь-
ку корректировка ТЗ очень дли-
тельный и хлопотный процесс,
пошли на хитрость, заменив еди-
ницы измерения с морских ка-
бельтовых на сухопутные километ-
ры. Переход с постоянного на
переменный ток позволил умень-
шить габариты бортового элект-
рооборудования и повысить его
надежность. Впервые была внед-
рена система управления кораб-
лем, на которую были завязаны
250 корабельных комплексов,
узлов и механизмов с полутыся-
чей источников информации.
Разработанный тогда алгоритм
используется на субмаринах до
сих пор. Шаг за шагом совершен-
ствовалось вооружение подвод-
ной лодки от торпед к ПЛУР и
крылатым ракетам.
В общей сложности за чет-
верть века в Ленинграде и
Комсомольске-на-Амуре
было
построено 48 подводных лодок
671-го проекта. Причем из-за
аварий не потеряно ни одного ко-
рабля, не погиб ни один моряк.
По мере развития у 671-го
проекта под кодовым именем
«Ерш» появились модификации:
671В
оснащалась
ракетно-
торпедным комплексом «Вьюга»,
671К – ракетным комплексом с
КРБД C-10 «Гранат» (SS-N-21).
На 671РТ «Семга» установлен
дизель-генератор
увеличенной
мощности, а два 533-мм торпед-
ных аппарата заменены на более
мощные 650-мм. На 671РТМ
«Щука» один семилопастный винт
заменен двумя четырехлопастны-
ми, что снизилошумность, модер-
низировано радиоэлектронное во-
оружение. 671РТМК, кроме того,
вооружена КР «Гранат».
По мнению западных экспер-
тов, 671-й проект, особенно его
последние модификации отлича-
лись сравнительно низким уров-
нем внешнего шума и по этому
показателю были близки к аме-
риканским субмаринам типа
«Лос-Анджелес».
Достаточно
вспомнить, как переполошились
наши заклятые друзья, когда 29
февраля 1996 года во время уче-
ний флота НАТО в самой сере-
дине их корабельного ордера
всплыла наша АПЛ К-448 «Там-
бов» проекта 671РТМК, кото-
рую они до этого не видели, и по-
просила оказать медицинскую
помощь одному из моряков –
тому требовалась срочная опера-
ция из-за угрозы перитонита.
Подводник был доставлен на
британский эсминец «Глазго», а
оттуда вертолетом в госпиталь.
Поблагодарив коллег, наша лодка
погрузилась и вновь исчезла из
поля зрения натовских локато-
ров. После чего о сверхскрытно-
сти наших субмарин долго писа-
ла западная пресса.
Сейчас в составе ВМФ нахо-
дятся три подлодки 671РТМК,
хотя основную нагрузку многоце-
левых атомоходов несут малахи-
товские субмарины 971-го проек-
та третьего поколения. Боевой
состав пополняют и уни-
версальные
подводные
крейсеры четвертого по-
коления 885-го проекта
«Ясень», также разрабо-
танные в СПМБМ.
Малахитовцы тем вре-
менем уже вовсю работают
над АПЛ пятого поколе-
ния «Хаски». И как отме-
тил Владимир Дорофеев,
перед проектным бюро
ставится задача по сниже-
нию трудоемкости строи-
тельства корабля при безу-
словном достижении тех-
нических характеристик. Ведь
«Малахит» всегда создает корабли
не просто конкурентоспособные,
но превосходящие зарубежные
аналоги. Это советская школа.
При проектировании подводных
лодок будущего на новом техниче-
ском уровне реализуются реше-
ния, отработанные на первой мно-
гоцелевой АПЛ 671-го проекта.
Продолжение темы – стр. 12
РЕТРОСПЕКТИВА
«ЕРШ»-ДОЛГОЖИТЕЛЬ
УЧАСТНИКИ СОЗДАНИЯ АПЛ 671-го ПРОЕКТА
ВСПОМНИЛИ РОДОСЛОВНУЮ «ХАСКИ»
50 лет назад в состав ВМФ СССР одновременно поступили головные атомные
подводные лодки сразу трех проектов разных КБ – 671 разработки «Малахита»,
667 – «Рубина» и 670 – «Лазурита». В свое время эти АПЛ несли на себе основную
нагрузку по ядерному сдерживанию и обеспечению паритета во всех районах
Мирового океана. Последние модификации рубиновских и малахитовских кораблей
до сих пор в строю.
Поблагодарив коллег,
наша лодка
вновь исчезла
из поля зрения
натовских локаторов
bnvnsk.ru
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook