Газета «Военно-промышленный курьер». №49 (664). 21-27 декабря 2016 года - page 5

05
АРМИЯ
– Татьяна Викторовна, давайте начнем с
самого животрепещущего вопроса – повы-
шения денежного довольствия, которое не
проводится с 2012 года. Отчасти это ком-
пенсировалось различными стимулирующи-
ми надбавками за боевое дежурство, налет,
физподготовку и т. д. Как будет дальше?
– Напомню, что в результате реформы
денежного довольствия военнослужащих
его размер с 1 января 2012 года был значи-
тельно увеличен (в 2,5–3 раза – с 23 100 до
58 700 рублей). При десятипроцентном со-
кращении расходов в 2015–2016-м и отсут-
ствии индексации одной из основных задач,
стоявших перед руководством Миноборо-
ны, стало недопущение снижения достигну-
того уровня денежного довольствия.
В период с 2012 по 2014 год установлены
дополнительные надбавки военнослужащим:
– привлекаемым к выполнению задач в
особых условиях (к участию в миротворческих
операциях, к выполнению задач в горноймест-
ности, за руководство подразделениями);
– за физическую подготовку;
– награжденным ведомственными ме-
далями «За боевые отличия», «За воинскую
доблесть», «За разминирование».
Новой Военной доктриной перед Во-
оруженными Силами поставлена задача
обеспечения национальных интересов в
арктической зоне, прикрытия границ на
северном стратегическом направлении
путем формирования соединений и во-
инских частей, создания обеспечивающей
их инфраструктуры. В связи с этим при-
казом министра обороны от 14 сентября
2016 года в арктических соединениях уста-
новлена ежемесячная надбавка за особые
условия – в среднем три тысячи рублей
на военнослужащего по контракту. Для
обеспечения мероприятий, связанных с
ликвидацией террористических и дивер-
сионных групп, тем же приказом военнос-
лужащим подразделений, привлекаемых
к выполнению указанных задач в составе
батальонных (ротных) тактических групп,
также установлена ежемесячная надбавка
– в среднем три тысячи рублей.
Кроме того, за счет сбалансированной
кадровой политики, проведения мероприя-
тий по оптимизации структуры и числен-
ности Вооруженных Сил в пределах вы-
свободившихся средств в 2015–2016 годах
принимались решения о дополнительном
материальном стимулировании во исполне-
ние Указа президента Российской Федерации
от 26 декабря 2006 года № 1459, что позво-
лило увеличить реальные доходы военнослу-
жащих в среднем на 48 тысяч рублей.
На эти цели направлено в 2015 году
26,6 миллиарда рублей, в 2016-м – 29
миллиардов.
Принятые меры позволили не только
сохранить уровень денежного довольствия,
достигнутый в 2012 году, но и поддержи-
вать его пусть незначительный, но рост. На
сегодня в соответствии с Указом президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 года
№ 604 денежное довольствие военнослу-
жащих не ниже оплаты труда работников
ведущих отраслей экономики.
– По поручению президента выплату
пяти тысяч рублей в 2017 году получат
не только гражданские, но и военные пен-
сионеры. Повлияет ли это на запланиро-
ванную индексацию военных пенсий? И
будут ли они проиндексированы во вто-
рой половине 2017-го?
– В соответствии с федеральным зако-
ном «О единовременной денежной выплате
гражданам, получающим пенсию» установ-
лено, что граждане, постоянно проживаю-
щие на территории страны и являющиеся
по состоянию на 31 декабря 2016 года по-
лучателями пенсий, в том числе военных,
в январе единовременно получат по пять
тысяч рублей. Выплата производится как
компенсация понесенных пенсионерами ин-
фляционных потерь. Никакого влияния на
запланированную индексацию военных пен-
сий указанная выплата не окажет.
В федеральном бюджете определено,
что инфляция в 2017 году не должна пре-
высить четырех процентов, в связи с этим
с 1 февраля предусмотрено повышение
пенсий уволенным с военной службы и
членам их семей на четыре процента. То
есть на максимально допустимый уровень
инфляции. Увеличение среднего размера
пенсии составит около 850 рублей.
Необходимо отметить: несмотря на
отсутствие индексации денежного доволь-
ствия военнослужащих, в отношении во-
енных пенсий принимались решения о
прибавке (индексации) путем увеличения
размера денежного довольствия, учитывае-
мого при их исчислении, с 54 процентов до
72,23 (с 1 февраля 2017 года). В настоящее
время они составляют в среднем 22 700
рублей, что в 1,7 раза выше трудовой пен-
сии по старости (13,1 тысячи рублей).
– Расскажите, как организовано взаи-
модействие Минобороны и Минфина?
Удается ли находить общий язык?
– Минобороны и Минфин тесно взаимо-
действуют не только во время бюджетного
процесса, но и в работе по повышению эф-
фективности государственных расходов. Диа-
лог конструктивный. Минфин строит бюд-
жет исходя из результатов прошлого года, то
есть от достигнутого. А мы – из задач, стоя-
щих перед Министерством обороны, то есть
исходя из минимально достаточного уровня
финансирования, необходимого для их каче-
ственногорешения.Намудалость выстроить
систему взаимоувязанных показателей, по-
зволяющую определить необходимый объем
финансирования министерства. Однако в
нынешней экономической ситуации в стра-
не сразу перейти на формирование бюджета
с учетом нормативного принципа не пред-
ставляется возможным. Поэтому нами со-
вместно с Минфином выработан поэтапный
подход к его внедрению. Хочу отметить, что
отдельные элементы нормативного метода
уже использованы нами при формировании
бюджета на 2017 год.
Результатом общей работы с Минфи-
ном стало внесение изменений в Бюджет-
ный кодекс Российской Федерации, предо-
ставляющих нашему ведомству право са-
мостоятельного перераспределения ассиг-
нований, предусмотренных на обеспечение
деятельности, в пределах до 10 процентов,
что позволит оперативно маневрировать
финансовыми ресурсами, повышая эффек-
тивность их использования.
В целом взаимодействие конструк-
тивно, стараемся находить общий язык с
Минфином. Работу над показателями ба-
зовых расходов можно считать примером
успешного межведомственного решения.
– Секвестр федерального бюджета за-
тронул и оборонные расходы. Насколько
сокращено финансированиеМинобороны
в 2017 году? Какие статьи военного бюд-
жета урезаны, а какие остались в непри-
косновенности? Как секвестр скажется на
выполнении гособоронзаказа?
– Гарантированное обеспечение обо-
роноспособности страны – одна из важ-
нейших государственных задач и требует
значительных финансовых и материальных
ресурсов. Поэтому вопросы сокращения
военных расходов всегда рассматриваются в
особом порядке с учетом угроз националь-
ной безопасности.
В текущем году правительство прове-
ло работу по оптимизации расходов феде-
рального бюджета на 10 процентов. При
этом руководством страны принято реше-
ние о целесообразности секвестра оборон-
ного бюджета только на пять процентов.
На 2017 год Минфином предусмотре-
но сокращение федеральных расходов на
шесть процентов. Однако уменьшение объ-
емов бюджетных ассигнований затронуло
не все направления. В число защищенных
статей вошли прежде всего денежное до-
вольствие, оплата труда, пособия и ком-
пенсации, пенсии. В целом сокращение
расходов Минобороны России на 2017 год
составило около 100 миллиардов рублей.
– Какие подходы применялись при
формировании бюджета Минобороны на
2017 год? Какова его структура?
– Необходимо отметить, что бюджет на
2017–2019 годы формировался в условиях
жестких ограничений, обусловленных эконо-
мической ситуацией. В связи с этим Мини-
стерством обороны совместно с Минфином
проведена большая работа по определению
оптимальных параметров и структуры рас-
ходов на оборону. Основной акцент при пла-
нировании был сделан на обеспечение син-
хронизации мероприятий по строительству
объектов военной инфраструктуры с постав-
ками в войска нового вооружения, а также
подготовкой квалифицированных кадров для
его эксплуатации. Также приоритетным яв-
лялось выполнение социальных обязательств
перед личным составом и военными пенсио-
нерами, обеспечение военнослужащих всеми
положенными видами довольствия.
– Как сокращение ведомственного
бюджета скажется на выполнении гособо-
ронзаказа?
– Этот вопрос рассматривался в особом
порядке на различных уровнях на протя-
жении всего цикла подготовки бюджета на
2017–2019 годы. В целом сформированные
с учетом проведенных мероприятий пара-
метры расходов Минобороны позволяют
обеспечить в 2017 году минимально необ-
ходимую потребность в средствах на содер-
жание Вооруженных Сил, а также выполне-
ние принятых решений по их оснащению
современными образцами ВВСТ. Кроме
того, для повышения эффективности бюд-
жетных расходов Минобороны в 2016 году
выделены дополнительные ассигнования
для опережающего погашения основного
долга по кредитам, привлеченным пред-
приятиями ОПК для реализации ГПВ. Это
позволит снизить расходы на обслуживание
кредитных схем в 2017–2018 годах более
чем на 80 миллиардов рублей.
– Расскажите об исполнении военного
бюджета 2016 года.
– Повышение эффективности остается
нашей приоритетной задачей. Хочу особо
отметить: за последние три года министер-
ством не допущено нецелевых расходов го-
сударственных средств.
В части особенностей исполнения феде-
рального бюджета в 2016 году нами впервые
применен особый порядок расчетов с пред-
приятиями оборонного комплекса по до-
срочному погашению банковских кредитов,
привлеченных под государственные гаран-
тии. Здесь решаются две задачи: уменьшает-
ся внутренний долг Российской Федерации
и снимается бремя дополнительной долго-
вой нагрузки с предприятий ОПК, препят-
ствующей привлечению инвестиций. Кроме
того, экономия федерального бюджета по
уплате процентов за пользование банковски-
ми кредитами в 2017 году составит свыше
61 миллиарда рублей, а всего в предстоящую
трехлетку – свыше 96 миллиардов рублей.
В целом кассовое исполнение расходов
в 2016-м, как и в предыдущие годы, ожида-
ется на уровне 99,9 процента, то есть прак-
тически на все сто. А что касается доходной
части бюджета, то уже сегодня план по до-
ходам выполнен министерством на 99,8
процента. Для нужд российской экономи-
ки нами направлено в доход федерального
бюджета свыше 41 миллиарда рублей.
– Каковы результаты работы Единой ин-
формационной системы контроля средств
гособоронзаказа. Как она влияет на финан-
совую дисциплину предприятий ОПК?
– Созданная по поручению президента
Российской Федерации ЕИС ГОЗ заработа-
ла с 1 сентября 2015 года. Введение такой
системы концептуально изменило инфор-
мированность, окрасило денежные потоки
и осуществило своевременную профилак-
тику рисков нецелевого использования
бюджетных средств. Впервые Минобо-
роны России информировано о том, как
работает каждый рубль, выделенный на
гособоронзаказ. Такие данные позволили
в 2016 году перейти к поквартальному
авансированию головных исполнителей
без риска образования кассовых разры-
вов, но в соответствии с производственно-
технологическим циклом изготовления
продукции, что способствовало снижению
переавансирования промышленности и как
следствие – сокращению объемов просро-
ченной дебиторской задолженности.
Сведения в ЕИС ГОЗ показали, что с
1 сентября 2015 года не прошло ни одного
платежа, не связанного с выполнением гос-
оборонзаказа. На стадии банковского кон-
троля предотвращено перечисление денеж-
ных средств, не связанных с исполнением го-
сударственных контрактов, на сумму более 60
миллиардов рублей. Прозрачность движения
денежных средств способствует своевремен-
ному выявлению проблем, несущих риски
ненадлежащего исполнения госконтрактов,
и позволяет оперативно принимать соответ-
ствующие управленческие решения.
Косвенным эффектом такой системы
стали мотивация к повышению финансовой
и платежной дисциплины на предприяти-
ях, к своевременной выплате зарплаты, по-
ложительное влияние на мобилизацию по-
ступлений в бюджетную систему страны и
Пенсионный фонд России. Таким образом,
более года работы системы подтверждает ее
эффективность на практике и правильность
заложенных фундаментальных правил.
– На СКШУ «Кавказ-2016» отрабатыва-
лись вопросы бесперебойного финансового
обеспечения в военное время. Как полу-
ченный опыт будет использован в развитии
финансово-экономической службы ВС РФ?
– Подобные мероприятия с участием
финансово-экономических органов прове-
дены впервые. В условиях, можно сказать,
максимально приближенных к боевым, осу-
ществляласьотработка вопросовфинансово-
го обеспечения войск как через действующие
структуры, так и через службы, введенные
на военное время. Это, в частности, опера-
тивное открытие счетов для расчетов с во-
еннослужащими в системе полевых учреж-
дений Банка России, организация работы
при блокировании базы данных, ее потере,
выводе из строя. Моделировались другие
ситуации в различных условиях обстанов-
ки. В целом сделан вывод, что финансово-
экономические органы способны успешно
решать задачи в мирное и военное время.
Беседовал Олег ФАЛИЧЕВ
2016 год оказался очень
непростым для наших
Вооруженных Сил. Участие
в борьбе с террористами в Сирии,
освоение новых видов ВВСТ с их
проверкой в боевых условиях,
секвестр военного бюджета.
О том, как Министерству
обороны удалось решить
поставленные задачи, «Военно-
промышленному курьеру»
рассказала заместитель министра
обороны Татьяна ШЕВЦОВА.
МАНЕВР
РЕСУРСАМИ
Татьяна ШЕВЦОВА:
«Минобороны информировано
о том, как работает каждый рубль,
выделенный на гособоронзаказ»
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
СрЕдний уровень
денежнОго довольствия
военнослужащих Минобороны
России в 2011–2016 годах (тыс. руб.)
58,7 59,9 60,8 61,8 61,8
23,1
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Годы
СрЕдний размер пенсий
за выслугу лет
уволенных военнослужащих
Минобороны России
в 2011–2017 годах (руб.)
60,8
54,9
61,8
57,4
61,8
57,4
Средний уровень денежного довольствия
Средний уровень оплаты труда ведущих отраслей экономики
110,6%
2014
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
2015
2016
107,6% 107,6%
в 2,3 раза 7,5%
7,01%
7,5%
4,0%
4,0%
17690,4 19017,2 20350,5 21877,1 22751,8 23662,6
9255,5
Структура расходов
Минобороны РФ на 2017 год
15%
36%
49%
Оснащение ВВСТ и строительство
инфраструктуры
Социальные обязательства перед личным
составом и военными пенсионерами
Материально-техническое и иные виды
обеспечения
Соотношение среднего уровня
денежного довольствия
военнослужащих
к среднему уровню оплАты труда
работников ведущих отраслей
экономики за 2014–2016 годы
(тыс. руб.)
60,8
54,9
61,8
57,4
61,8
57,4
Средний уровень денежного довольствия
Средний уровень оплаты труда ведущих отраслей экономики
110,6%
2014
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
2015
2016
107,6% 107,6%
в 2,3 раза 7,5%
7,01%
7,5%
4,0%
4,0%
17690,4 19017,2 20350,5 21877,1 22751,8 23662,6
9255,5
Средний уровень денежного довольствия
Средний уровень оплаты труда ведущих
отраслей экономики
Основная задача съезда – изменение устава партии,
определение стратегии и тактики действий региональных
отделений ПВР на предстоящий период. Председатель
Центрального совета ПВР Игорь Ашурбейли и заместитель
председателя ПВР Виктор Архипов в соответствии с
решением Президиума ЦС ПВР сформировали серьез-
ный кадровый потенциал для реализации намеченных
общественно-политических задач, заложили основу для
наращивания политической активности в регионах России,
участия региональных отделений в выборах в законо-
дательные органы власти. На съезде предстоит принять
решение об избрании нового состава Центрального совета
и Президиума ЦС ПВР.
24 декабря
в Москве пройдет
V отчетно-выборный
съезд Партии
Возрождения России
ДВА БЕРЕГА
КУРИЛЬСКИЕ
«БАЛЫ»
СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ
БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ ОТ ЮГА
ПРИМОРЬЯ ДО АРКТИКИ –
ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Под разговоры о мирном освоении Курил
неуклонно повышается военная активность
Японии. Авиация, которая обычно совершала
полеты, не приближаясь к нашему побережью
ближе, чем на 120 миль, стала периодически
вести разведку на вдвое меньшем
расстоянии.
Анатолий
ИВАНЬКО,
директор
Центра анализа
геополитики, войн
и военной истории
Для вскрытия системы
обороны южной части Куриль-
ских островов японцы задействуют
не только военные самолеты (патруль-
ные, ДРЛО) и корабли, но и промысловые суда. Число нару-
шений нашей границы в этой зоне имеет тенденцию к увели-
чению.
В последние несколько лет на Хоккайдо размещены
новые ПКР SSM-I японского производства. Северной армии
было поставлено 16 пусковых установок (боекомплект каж-
дой ПУ – шесть ракет). На базе 125-го дивизиона 1-й артбри-
гады сформирован ракетный полк (около 400 человек лично-
го состава). Одним из важнейших направлений наращивания
боевых возможностей японских ВМС является оснащение ко-
раблей и самолетов базовой патрульной авиации (БПА) со-
временным оружием. Это в первую очередь ПКРК «Гарпун»,
которыми оснащены 35 процентов боевых кораблей ВМС
Японии. Кроме того, на 75 самолетах БПА есть возможность
подвески четырех – шести ПКР. В суммарном ракетном залпе
может быть до 600 ракет.
Россия учитывает и то обстоятельство, что обязательным
условием агрессии станет одобрение со стороны США. За-
интересованность американцев в установлении контроля над
Южными Курилами объясняется их стремлением расширить
свои возможности ведения боевых действий в Охотском
море в случае войны.
Поэтому даже в интересах «совместного освоения» Курил
повышение эффективности противодесантной обороны
(ПДО) приобретает первостепенное значение. Сейчас острова
защищены по технологиям 80-х годов. Но ситуация поменя-
лась – все, в том числе и японские войска, проводят так на-
зываемую загоризонтную высадку, когда десант забрасыва-
ется на глубину обороны.
С учетом требований к ПДО, основное из которых – по-
ражение противника на дальних подступах, а затем на всех
этапах боевых действий, требуются соответствующие воору-
жение и боевая техника. А это в первую очередь противоко-
рабельные комплексы различной дальности, средства ПВО,
дистанционного обнаружения и слежения.
На южных островах можно разместить значительную
группировку. Они давно и прочно обжиты: население – свыше
15 тысяч человек, инфраструктура создана. Однако Россия
не стремится к чрезмерной милитаризации Дальнего Восто-
ка, поэтому делает упор на новые виды вооружения и боевой
техники. Всему этому соответствуют такие системы пораже-
ния, как ПРК «Бал», «Бастион», ЗРК С-300, С-400. Чем еще
Российская армия сможет защитить Курилы? Если брать
морскую составляющую, то предполагается введение в строй
эсминцев нового поколения. Первый из них будет заложен в
2017 году.
Предназначенные для защиты арктического побережья
России АПЛ проекта «Ясень» могут выдвинуться к Курилам
лишь в экстренных ситуациях. Для защиты прибрежных вод,
вероятнее всего, будут использоваться ПЛ проекта П-750,
проектируемые в КБ «Малахит». Они маневренны и эффек-
тивны именно на небольшом расстоянии от береговой
линии.
В качестве надводных патрульных средств в прибрежных ак-
ваториях Курильской гряды широкое применение найдут беспи-
лотные катера. Особая роль отводится необитаемым подводным
аппаратам, управляемым с берега. В этой сфере российская
«оборонка» занимает лидирующие позиции – с конца 90-х оке-
анские глубины бороздят мини-субмарины без экипажей, спо-
собные находиться под водой неограниченное время.
Одно можно сказать точно: позиция скандальных сосе-
дей со временем может и поменяться, но передовое россий-
ское вооружение, размещенное на Курильских островах,
лишним не будет.
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook