05
АРМИЯ
ПРИОРИТЕТЫ
Георгий КУДРЯШОВ,
доктор технических наук,
профессор Академии военных наук
Появление гражданских служащих в армии и на флоте
относится к концу XVIII века, в те времена их называли
классными чиновниками. Они были упразднены после
Великой Октябрьской революции.
В приказе Реввоенсовета № 12441 от 2 октября 1924
года, то есть приходящемся на период становления Совет-
ского Союза, упоминаются лица, исполняющие свои тру-
довые обязанности в военных организациях. Эта категория
именовалась «вольнонаемный состав» и «вольные работни-
ки». Их правовой статус определялся только нормами тру-
дового законодательства. Он никак особо не оговаривался
в Кодексе законов о труде 1918 и 1922 годов.
Директивой ГШ СА № ОРГ 1/23 от января 1953 года
понятие «вольнонаемный состав» было заменено на «рабочие
и служащие Советской армии и Военно-морского флота
СССР», поскольку применявшееся ранее понятие устарело и
перестало отвечать сложившимся экономическим отноше-
ниям. Поступавшие на работу принимали аналог воинской
присяги – торжественное клятвенное обещание строго хра-
нить военную и государственную тайну, соблюдать установ-
ленный законами и руководством порядок, добросовестно и
честно выполнять свои обязанности. При этом правовой
статус по-прежнему определялся только нормами трудово-
го законодательства. В КЗоТе РСФСР 1972 года такая кате-
гория работников, как рабочие и служащие Советской
армии и Военно-морского флота СССР, не упоминалась.
Несмотря на вышеуказанные ограничения и обязатель-
ства, служить и работать в Вооруженных Силах считалось
престижным, поскольку в воинских частях, на предприя-
тиях и в организациях, непосредственно обеспечивающих
постоянную боевую готовность, предусматривалось по-
вышение должностных окладов и ставок. Лучшие граж-
данские специалисты по распределению Главного управле-
ния кадров Минобороны
получали направление на
работу в ведомственные
НИИ, где зарплата младше-
го научного сотрудника со-
ставляла 120–160 рублей в
месяц, тогда как в граждан-
ском секторе – 110–120.
ЛЕЙТЕНАНТ
ЦЕННЕЕ ДОКТОРА
Когда не стало СССР,
зарплата рабочих и служащих
Российской армии часто за-
держивалась на два-три меся-
ца, многие гражданские спе-
циалисты вынужденно уходи-
ли торговать на рынке, чтобы
прокормить себя и семью. В приказе № 85 главы военного
ведомства «О мерах по укреплению в Вооруженных Силах
Российской Федерации законности в трудовых отношениях»
(от 23.02 1996) и законе «Об обороне» (от 31.05.1996) поя-
вилось понятие «гражданский персонал», под которым по-
нимается личный состав, комплектуемый как гражданами
РФ, так и иностранцами, заключившими трудовой договор
о работе или о профессиональной служебной деятельности
по определенным штатным расписанием должностям и спе-
циальностям в воинских частях ВС РФ.
В ТК РФ 2002 года впервые прописаны особенность
труда лиц в организациях ВС (ст. 349) и необходимость
установления особых условий оплаты, дополнительных
гарантий и льгот, предоставление которых определяется
исходя из задач работодателя. Однако до настоящего вре-
мени на уровне федерального правительства не принят
специальный закон об особенностях регулирования труда
гражданского персонала.
Сложившиеся на сегодня «особые условия оплаты, до-
полнительные гарантии и льготы» в действительности вы-
глядят следующим образом. В 2001 году отменили 25-про-
центную надбавку за работу в Вооруженных Силах РФ.
Технический персонал в НИИ Минобороны, имея долж-
ностной оклад шесть-семь тысяч рублей, на руки со всеми
премиями и льготами за секретность и максимальный стаж
работы получает зарплату 10–13 тысяч. При этом прожи-
точный минимум для трудоспособного населения на 2017
год составляет более 10 тысяч рублей. Недавний выпуск-
ник гражданского вуза на должности младшего научного
сотрудника с окладом около семи тысяч получает не более
8–10 тысяч рублей в месяц. Если сравнить с военнослужа-
щими, складывается следующая картина: ведущий научный
сотрудник с ученой степенью доктора наук, имея макси-
мальные надбавки за секретность и стаж работы, вместе с
премиями получает около 40 тысяч рублей в месяц, что в
полтора раза меньше денежного довольствия старшего
лейтенанта на должности младшего научного сотрудника в
том же НИИ. Таким образом, особые условия оплаты
труда в реальности привели к тому, что гражданский пер-
сонал ВС РФ оказался нищей, наиболее обездоленной ча-
стью трудящихся России.
Возвращаясь к статье 349 ТК РФ, справедливости ради
отметим, что в части обеспечения «дополнительных гаран-
тий и льгот» правительственным Постановлением № 1141
от 1 октября 1998 года некоторым категориям гражданского
персонала установлены надбавки за работу в опасных для
здоровья условиях труда. Перечень нормативных докумен-
тов, издаваемых на различных уровнях, достаточно широк,
но большую их часть составляют актыМинистерства труда и
социального развития и приказы Минобороны.
Особенности труда гражданского персонала во мно-
гом предопределены правовым положением другой сто-
роны трудовых отношений – работодателя, его предста-
вителей, в большинстве своем являющихся военнослужа-
щими. Правовое регулирование труда таких работников в
части ограничений их прав предусмотрено статьей 413, а)
ТК РФ – пункт о недопущении забастовок.
ПОДАЙ, ПРИНЕСИ, СПОЙ
Самая многочисленная, представляющая основной со-
став категория гражданского персонала – лица, работающие
на основании трудового договора. Они получают зарплату
на основании приказов министра обороны. Эта часть граж-
данского персонала неоднородна по своему составу и вклю-
чает руководителей, специалистов, технических исполните-
лей и рабочих. В отличие от военнослужащих гражданский
персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспо-
могательные функции по обеспечению повседневной дея-
тельности ВС РФ, поддержанию их боеготовности и боеспо-
собности. Он занят работами по медицинскому и бытовому
обслуживанию войск, их материально-техническому обеспе-
чению, принимает участие в ремонтно-строительных,
культурно-досуговых и других видах обслуживающих работ.
В целом такая деятельность заключается в исполнении обя-
занностей, необходимых для создания нормальных условий
службы, но непосредственно не связанных с обороноспособ-
ностью и безопасностью страны.
Таким образом, в ВС РФ соответствующими федеральны-
ми законами определен статус военнослужащих (ФЗ № 76
«Остатусе военнослужащих»), государственных гражданских
служащих (ФЗ№79 «О госу-
дарственной
гражданской
службе Российской Федера-
ции») и лиц, проходящих аль-
тернативную гражданскую
службу (ФЗ № 113 «Об аль-
тернативной
гражданской
службе»). И только статус ра-
ботающих на основании тру-
дового договора никаким фе-
деральным законом не уста-
новлен. Несмотря на то, что в
законодательстве отсутствует
определение понятия «граж-
данский персонал», этот тер-
мин широко используется в
различных нормативных пра-
вовых актах, характеризую-
щих их правовой статус, в том числе в указах президента и в
постановлениях правительства РФ.
НАУКА НА ПОДХВАТЕ
Необходимо отметить, что помимо упомянутых выше
категорий в Министерстве обороны трудятся граждан-
ские научные работники, чья деятельность непосред-
ственно связана с обеспечением обороны и безопасности
страны. К какой же категории гражданского персонала
они относятся? Согласно данному выше определению –
ни к какой! Вопрос, почему Минобороны и правитель-
ство сочли целесообразным включить гражданских науч-
ных работников в разряд обслуживающего персонала,
остается без ответа.
К великому сожалению, такое определение и правовое
положение вместо улучшения привело к ухудшению усло-
вий их труда и быта. Гарантии, предоставляемые указан-
ными выше подзаконными нормативными актами, а
также предусмотренные механизмы обеспечения условий
достойной жизни ничем не подкреплены.
Яркий пример – появление в период массовых отпусков
приказа № 327 от 6 июня 2016 года «О признании утра-
тившим силу приказа министра обороны Российской Феде-
рации от 16 апреля 2003 года № 120». Напомним, что со-
гласно приказу № 120 научным работникам бюджетных
организаций МО РФ, имеющим ученую степень, ежегодно
вместо 28 календарных дней (по правительственному по-
становлению № 949 от 12.08.1994) предоставлялись опла-
чиваемые отпуска продолжительностью 48 рабочих дней
докторам наук и 36 – кандидатам. Правовому департамен-
ту МО РФ понадобилось целых три месяца для разъясне-
ния того, что постановление правительства является нор-
мой прямого действия и издания правового акта Минобо-
роны России по регулированию указанного вопроса не
требуется. Другой пример – президентский указ № 597 от
7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государ-
ственной социальной политики», согласно которому пра-
вительство должно обеспечить повышение к 2018 году
средней заработной платы научных сотрудников до 200
процентов от средней в соответствующем регионе. Получа-
ется, что труд гражданских научных работников в регионах
должен меньше цениться, чем в столичных НИИМинобо-
роны. А что касается заработной платы, непонятно, как со-
бираются выполнить указ президента, если ее индексация
не производилась достаточно долго и в 2017 году, как сле-
дует из выступлений официальных лиц, повышение окла-
дов гражданского персонала не ожидается.
Назрела острая необходимость разработки отдельного
законодательного акта о гражданских научных работни-
ках в Минобороны. Их социальный, правовой статус и
условия трудовой деятельности должны быть оговорены.
Актуальность решения вопроса обусловлена тем, что
гражданские специалисты, работающие в научно-
исследовательских учреждениях Минобороны, непосред-
ственно заняты перспективными средствами и системами
вооружения. Утверждать, что они обеспечивают деятель-
ность военнослужащих, по меньшей мере оскорбительно
и несправедливо. Нельзя гражданских научных работни-
ков приравнивать к денщикам. Нынешнее правовое по-
ложение указанной категории гражданских специалистов,
не имеющей практической возможности карьерного
роста, унизительно, что привело к массовому их оттоку из
научно-исследовательских учреждений.
К настоящему времени во всех НИИМинобороны Рос-
сии число военнослужащих сокращено до минимума.
Основной состав научных сотрудников институтов – воен-
ные пенсионеры и гражданские специалисты, в свое время
направленные ГУК МО по окончании вузов. Из года в год
стареет научный коллектив, притока молодежи нет и в бли-
жайшее время не предвидится. Нет желающих работать с
мизерным окладомна должностимладшего научного сотруд-
ника. Накопленные старшим поколением знания некому пе-
редавать. Уровень научных разработок падает. При таком по-
ложении скоро, уже через 5–10 лет в НИИ Минобороны
России останутся одни руководители, некому будет прогно-
зировать развитие систем ВВТ, разрабатывать проекты Го-
сударственных программ вооружения, заниматься обосно-
ванием направлений военного строительства.
ВЕРНУТЬ УЧЕНЫХ В ИНСТИТУТЫ
VII съезд Профсоюза гражданского персонала Воору-
женных Сил России особо отметил, что существующего
законодательства о труде недостаточно.
Предлагается:
– разработать положение о статусе лиц гражданского
персонала, работающих на основании трудового договора
в ВС РФ, которое в определенном смысле должно соот-
ветствовать положению о статусе военнослужащих;
– определить законодательно статус гражданских на-
учных работников НИИ Минобороны. Они не могут
быть в роли обслуживающего персонала. В качестве вари-
антов предлагается установить для них статус государ-
ственных гражданских служащих или особый, новый ста-
тус – гражданских научных работников ВС РФ;
– увеличить должностные оклады лицам из числа
гражданского персонала не менее чем в три раза для того,
чтобы работа в Минобороны стала престижной, а условия
жизни – выше уровня прожиточного минимума.
Времени для принятия важных решений немного,
может случиться непоправимое – полная потеря научных
кадров Министерства обороны. И тогда для исправления
ситуации понадобятся десятки лет.
реклама
Уже через 5–10 лет
в институтах Минобороны
останутся одни руководители,
разрабатывать проекты
Государственных программ
вооружения будет некому
В настоящее время численность ВС РФ – около 1,8 мил-
лиона человек, среди них около 800 тысяч – гражданский
персонал, который наравне с военнослужащими относится к
личному составу ВС РФ и делится на три категории:
1. Федеральные государственные гражданские служа-
щие, взявшие на себя обязательство по прохождению
гражданской службы на должностях государственной
гражданской службы в ВС РФ.
2. Лица, проходящие альтернативную гражданскую службу.
3. Лица, работающие на основании трудового договора
в воинских частях и иных военных формированиях.
Профессиональная служебная деятельность федераль-
ных государственных служащих регулируется не только за-
конодательством о труде, но и законом «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» (№ 79-ФЗ от
27 июля 2004 года). В нем установлены особенности ее
осуществления по сравнению как с военной службой, так и
с трудом других работников из числа гражданского персо-
нала. Немногочисленная категория федеральных государ-
ственных гражданских служащих, как и в царской России,
является классными чиновниками, имеет униформу, систе-
му знаков различия и разделена на пять групп (высшие,
главные, ведущие, старшие и младшие государственные
должности государственной службы) и 16 классов (чинов).
Младшая группа соответствует унтер-офицерскому уровню
военных чинов, старшая группа приравнена к младшим
офицерам, ведущая – примерно соответствует старшим
офицерам, главная – соответствует генерал-майору и выс-
шая группа приравнена к армейскому генералитету. Низ-
шим чином в представленной иерархии является секретарь
третьего класса, высшим – действительный государствен-
ный советник РФ первого класса.
СПРАВКА «ВПК»
В Министерстве обороны Российской
Федерации наравне с военнослужащими
ведет профессиональную служебную
деятельность гражданский персонал
на основе контракта с главой ведомства
обороны или его представителями, а также
по трудовому договору. Чтобы разобраться
в статусе гражданского персонала в ВС РФ,
есть смысл погрузиться в историю вопроса.
ИНТЕЛЛЕКТ
БЕЗ СТАТУСА
ГРАЖДАНСКИЕ
НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ
ПРИРАВНЕНЫ К ДЕНЩИКАМ
google.com
Станислав СТОРОЖЕВ,
специальный корреспондент «ВПК»
Главным приоритетом также остается укрепление
стабильности и безопасности на широком простран-
стве (общая территория входящих в ШОС стран со-
ставляет более 34 миллионов квадратных киломе-
тров). Но сегодня – при реальности мировой терро-
ристической угрозы и растущей нестабильности с ре-
гулярными милитаристскими волнениями вокруг
границ Шанхайской организации сотрудничества –
недостаточно реагировать на вызовы эпохи только
«круглыми столами». Россия и Таджикистан в рамках
ОДКБ уже давно перешли от слов к действиям. Уче-
ния, начавшиеся 30 мая, с участием «Искандеров» и
стратегической авиации ВКС РФ скорее всего отбили
у душманов и прочих бандитов желание проверять
таджикско-афганскую границу на прочность. Подпи-
санный 4 мая в Астане меморандум о создании в
Сирии зон деэскалации позволит, убежден министр
обороны Сергей Шойгу, остановить гражданскую
войну. Не слова, а действия – это реальное усиление
Россией своих военных баз в Таджикистане и Кирги-
зии и, конечно же, вступление в ШОС Индии и Па-
кистана, которые существенно повысят оборонный
потенциал организации и внесут вклад в укрепление
стабильности в Азии.
Запад не в состоянии преодолеть разногласия и
сформировать единый антитеррористический фронт,
но такой альянс, как ШОС, с огромным идейным и
экономическим потенциалом способен решить любые
задачи на нашей планете, в том числе на Ближнем
Востоке. Россия рассчитывает на деятельную под-
держку своих усилий в Сирии со стороны стран Шан-
хайской организации сотрудничества, пока наши со-
юзники в этом – Турция и Иран. Мы готовы делиться
боевым опытом, заявил Сергей Шойгу на встрече с
главами оборонных ведомств ШОС. «Считаем, что
знание специфики тактических приемов, используе-
мых террористами, позволит повысить эффектив-
ность механизмов реагирования», – подчеркнул ми-
нистр. Сегодня Россия препятствует продвижению
радикальных исламских группировок из Сирии в
страны ШОС.
В сентябре следующего года на нашей территории
пройдут учения «Мирная миссия-2018». Министерство
обороны рассчитывает, что в них уже примут участие
представители Индии и Пакистана. А следующую
встречу глав военных ведомств шанхайской восьмерки
намечено провести в Китае.
Астана – Москва
КОНТАКТЫ
ШОС –
ЭТО
ПО-НАШЕМУ
РОССИЯ ПОДЕЛИТСЯ
ОПЫТОМ БОРЬБЫ
С ТЕРРОРИСТАМИ
На полях проходившего в Астане саммита
Шанхайской организации сотрудничества,
которая по сути не является военным
союзом (как НАТО) или открытым
регулярным совещанием по безопасности
(как, например, АРФ), говорилось
об активизации ВТС и сплочении усилий
в борьбе с чумой XXI века – терроризмом.
Станислав СТОРОЖЕВ