положена в доме № 3 на Покровском
бульваре – в Госснабе СССР.
Вскоре я вне всякой очереди стал
обладателем настоящего сокровища
– десяти прекрасных аппаратов. Тут
же позвонил полковнику Лившицу и
сказал, что готов продолжить ко-
мандировку на шахты Кузбасса. Но
Борис Лазаревич, тертый калач, за-
претил оставлять насосы без при-
смотра, потребовал, чтобы я дождал-
ся гонца от него и передал их с рук
на руки. Заиметь такие насосы тогда
многие мечтали.
Два года у нас не было ни выход-
ных, ни отпусков, но шахты для стра-
тегических ракет мы сдали первыми.
– Какова специфика строитель-
ства на Новой Земле?
– В 1969 году меня назначили на-
чальником «Спецстроя-700» на Новой
Земле, где находился «Объ-
ект-700» – полигон для испы-
таний новых видов ядерного
оружия. Это было большое и
беспокойное хозяйство.
Про климат я уже говорил.
На Новой Земле есть три ва-
рианта погоды. При третьем
дети не идут в сад, первые че-
тыре класса – в школу, их
мамы освобождаются от рабо-
ты, машины из гаража не вы-
ходят. При втором варианте
все дети не идут в школу, дви-
жение по гарнизонам ограни-
ченно. Когда объявляли вто-
рой вариант, завуч по радио
говорил: «Внимание, 10-й
класс, запишите задание». И
школяры начинали записы-
вать, что нужно подготовить
к окончанию плохой погоды.
А первый вариант – выход на
улицу запрещен, дует ветер,
при котором человек может
задохнуться.
Но вот звонок: на четвер-
том километре на строитель-
стве дизельной электростан-
ции у военных строителей не
оказалось сухого пайка. Стар-
шина роты отобрал 15 самых
крепких парней, связал их ве-
ревкой, сам привязался, и они
пошли в военно-строительный
отряд, понесли сухой паек на
всех. Но в отряде не появились. Решил
вместе с заместителем их искать. В
левом кармане у меня еда для дежурно-
го по штабу, в правом – пистолет, за-
щита от белых медведей. Упасть нельзя,
ветер буквально держит на весу. Выби-
лись из сил. Решили задействовать
тягач, только он может устоять под
таким ветром. Я и водитель – в кабине,
снег завалил стекла, сидим, как в яме.
Сзади за машиной, прячась от ветра,
идет мой заместитель, он привязан к
тягачу, осторожно ногами нащупывает
дорогу и по рации передает мне в каби-
ну: левее, правее. Я передаю эту инфор-
мацию водителю и мы буквально на
ощупь ползем вперед.
Наконец нашли пропавших воен-
ных строителей на ферме. Они на-
столько обессилели, что не могли
уже двигаться. Оставлять их было
нельзя. Поэтому спустя время мы
привязали солдатиков к тягачу, и
мой заместитель буквально потянул
их в расположение. В таких условиях
жили и трудились. Это и есть специ-
фика Новой Земли.
А еще – вечная мерзлота. В «сто-
лице» Новой Земли – поселке Белу-
жья Губа предстояло построить
жилые дома. Здания здесь возводи-
лись на кирпичных столбах, чтобы
фундамент продувался и не таяла
мерзлота. Для них предстояло выко-
пать ямы метр на полтора и глубиной
до двух с половиной метров. Но в
СНИПе была одна важная пометка:
льдистость грунта в основании фун-
дамента не должна превышать вось-
ми процентов. Вот мы копали эти
ямы для столбов, все углублялись, а
льдистость не уменьшается. Пошли
на три, потом на четыре метра… Те-
ряли много времени.
Меня такая ситуация не устраива-
ла. Я решил узнать, есть ли другие
способы одолеть мерзлоту, и выяс-
нил, что в Норильске фундамент
строят на вмораживаемых сваях.
Бурят отверстия глубиной шесть-
семь метров, вмораживают в них же-
лезобетонные сваи, на которых потом
размещают здание. Попросил пере-
считать по такой методике пятиэтаж-
ку, строительство которой мы начи-
нали. Расчеты показали, что при эко-
номии времени прочность дома не
уменьшается, а увеличивается. Все
документы отправил проектировщи-
кам, те ответили, что нет такой прак-
тики, как нет права у них вносить по-
добные изменения и ответственности
на себя они не берут. И все же я решил
на свой страх и риск строить по но-
рильскому варианту.
Сделали основание, начали клад-
ку, дошли до третьего этажа. Тут при-
езжает начальник 6-го управления
ВМФ вице-адмирал Александр Во-
щинин и строго спрашивает: кто раз-
решил так строить – без проектной
организации, необходимого заключе-
ния специалистов? Я объяснил, что
методику взяли у норильских коллег,
но, к сожалению, никто из проекти-
ровщиков ничего не хочет решать, а
дело страдает. Вощинин тут же по ап-
парату БОДО передал на имя генера-
ла Комаровского, что он настаивает
на прекращении стройки…
Для решения спора прислали вы-
сочайших авторитетов в этой области
– ученых из НИИ вечной мерзлоты во
главе с его руководителем. Для них эта
командировка была очень кстати, так
как готовились к строительству
Байкало-Амурской магистрали, а там
схожие условия. Приехали, посмотре-
ли, как строили ранее и как я предло-
жил, приняли нашу сторону. Сделали
специальное заключение и даже сказа-
ли, что коэффициент перестраховки,
который мы заложили, избыточен. А
если бы мы сваи засыпали не выбурен-
ным грунтом, а цементно-песчаной
смесью, то можно было бы даже треть
свай сэкономить. С тех пор на Новой
Земле строят на сваях.
– Но ведь еще до вас там разме-
щали так называемые радиолокаци-
онные точки Войск ПВО. Как их
возводили?
– В наше время по побережью Се-
верного Ледовитого океана и Дальне-
го Востока тогда стояло около тысячи
рот ПВО или, как их принято назы-
вать, точек. Часть входила в
нашу зону ответственности.
Но надо понимать, что это
были очень и очень «даль-
ние» точки.
Удивительное дело, но
зимой там не было особых
проблем, хотя снегом их за-
носиловышекрыши:помню,
пытаясь обнаружить одну
такую, на вертолете полчаса
кружили. Наконец нашли,
приземлились. Съехал через
лаз в здание, мне доложил
командир: рота выполняет
задачу по охране и обороне
воздушного пространства
СССР. В помещениях (квар-
тиры для трех семей, казарма
для солдат, столовая и в ней
кинозал) порядок, тепло и
даже уютно.
Но с наступлением
весны эти деревянные стро-
ения начинали разрушаться
от влаги и мощных ветров,
больше двух лет не стояли.
Для таких точек у нас суще-
ствовало управление, зани-
мавшееся так называемым
экспедиционнымстроитель-
ством. Зимой готовили про-
екты производства работ,
заготавливали конструкции,
укрупняли узлы будущей
стройки. Потом грузили на
баржу стройматериалы, палатки, по-
ходные кухни и все доставляли водой
на точку. За короткое северное лето с
нуля строили новое здание.
– На Новой Земле будет построе-
но порядка 15 объектов военной и
социальной инфраструктуры: техни-
ческие позиции зенитных ракетных
частей и авиации, инженерные соо-
ружения и коммуникации, общежи-
тие для личного состава на сто чело-
век, столовая. Что бы посоветовали
нынешним строителям Арктики?
– Мне приятно сознавать, что
Россия продолжает активно обживать
свою Арктическую зону, которая в
будущем станет мировой кладовой
ископаемых. С высоты своего опыта
посоветую современным северным
строителям делать упор на примене-
ние новых материалов – хорошо со-
храняющих тепло, огнеустойчивых и
в то же время экологически чистых.
Наша промышленность в большом
ассортименте их производит.
И еще надо постоянно помнить:
Арктика требует энергии, мужества и
смелости в принятии решений.
Беседовал
Владимир ГАЛАЙКО
07
АРКТИКА. «ОБОРОНКА»
реклама
Организаторы
2 5 Л Е Т В С Е Г Д А Н А В Ы С О Т Е
ЖУКОВСКИЙ
18–23 ИЮЛЯ
-2017
:
(
),
,
(
)
.
,
,
:
• Sukhoi Superjet 100
• МС-21
• ШФДМС
• Ил-114-300
:
?
ий на прочность
С наступлением весны
деревянные строения
начинали разрушаться
от влаги и мощных ветров,
больше двух лет не стояли
Певек. 1989 год
mpogazprom.ru
static.tildacdn.com
КИТАЙСКИЕ БРОНЕМАШИНЫ ВЫЗВАЛИ ШОК
У КЕНИЙСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ
Семеро кенийских полицейских погибли при подрыве бро-
нетранспортера CS/VP3 Bigfoot класса MRAP. БТР распался на
части после того, как напоролся на самодельное взрывное
устройство, заложенное на дороге. Офицеры направлялись на
патрулирование сельской границы. После взрыва руководи-
тель операции в районе заявил, что террористы открыли огонь
по полицейским, бросившимся спасать своих коллег. Нападе-
ние боевиков отбили, но у кенийских силовиков появились
вопросы по поводу надежности автомобилей, недавно приоб-
ретенных в Китае. Нападение, несомненно, возродило дис-
куссию о надежности БТР китайского производства. В февра-
ле 2016 года 30 БТР были тайно приобретены якобы для того,
чтобы помочь в борьбе с терроризмом и организованной пре-
ступностью, однако эксперты поставили под сомнение их без-
опасность после трех инцидентов за несколько дней использо-
вания.
В первом случае лобовое стекло одного автомобиля раз-
билось в середине операции. В другом случае сотрудники
службы безопасности жаловались, что крыши одних машин
протекают, тогда как в других плохая вентиляция для проведе-
ния операций на побережье и в Северной Кении. Группа со-
трудников отдела по обслуживанию просила представителей
китайской фирмы доказать надежность и эффективность ав-
томобиля в поле, в боевых условиях. Офицеры хотели, чтобы
поставщики сели в БТР, а они его обстреляют с близкого рас-
стояния. Но те отказались, заявив, что не готовы рисковать
жизнью. Офицер, знакомый с ситуацией сказал: полицейские
были в шоке.
Когда история попала в СМИ, полицейское начальство бро-
силось защищаться. Как сообщил представитель полиции
Чарльз Oвино, БТР были на годичной гарантии производителей
и китайская команда в Кении контролировала их обслуживание
и применение. «Машины накрутили пять тысяч километров.
Система кондиционирования воздуха работает нормально,
шины в хорошем состоянии. Может пройти более 100 киломе-
тров на пробитых шинах». Правительственные чиновники на-
поминают, что эти транспортные средства были частью много-
миллиардной программы оснащения и технической модерни-
зации полиции.
В САУДОВСКУЮ АРАВИЮ
ПРИЛЕТЕЛ ПОСЛЕДНИЙ «ТАЙФУН»
Компания ВАЕ Systems завершила поставки «Еврофайте-
ров» EF2000 для Саудовской Аравии. Финальный 72-й самолет
партии прилетел в королевство 6 июня.
Напомним, Саудовская Аравия заказала истребители «Тай-
фун» в 2007 году. По контракту саудиты обязались заплатить 20
миллиардов долларов, это был один из крупнейших военных
контрактов, когда-либо подписанный.
По первоначальному плану первые 24 самолета предполага-
лось построить в Великобритании, остальные планировали со-
бирать в КСА на площадке саудовской «Аль-Салям эркрафт
компании». Однако этот план сорвался, и в 2013-м было реше-
но, что все 72 самолета изготовят в Великобритании.
Поставки начались в 2009 году, в первой партии королев-
ству передали 24 самолета, в том числе 12 двухместных. Две
следующие поставки были такими же по общему количеству, но
двухместных машин в них находилось по шесть.
ПЯТАЯ МИССИЯ КОСМИЧЕСКОГО БЕСПИЛОТНИКА
СТАРТУЕТ В АВГУСТЕ
Компания Илона Маска раскрыла дату полета секретного
космического беспилотника Х-37В. В пятую по счету экспеди-
цию он отправится в августе на носителе Falkon 9. Ранее вывод
беспилотного космического аппарата осуществляли ракетой
Atlas V компании ULA – совместного предприятия корпораций
«Боинг» и «Локхид Мартин». По словам министра ВВС США
Хизер Хилсон, точная дата пуска пока не определена.
Целью пятой мисси Х-37В будет изучение технологий ис-
пользования многоразовых кораблей для длительных космиче-
ских полетов. В программу включены эксперименты по сниже-
нию рисков. Последняя – четвертая миссия Х-37В завершилась
после 718 дней в космосе.
С августа на основе результатов четвертого полета Х-378
будет развиваться сотрудничество с партнерами – научно-
исследовательской лабораторией ВВС США. Во время этой
миссии на орбите проведены многочисленные эксперименты
по совершенствованию навигации и управления, тепловой за-
щиты систем и авионики, высокотемпературных конструкций,
электромеханических бортовых систем в условиях автономного
орбитального полета и посадки.
ТАИЛАНД ИЩЕТ,
КОМУ ДОВЕРИТЬ ГОСОБОРОНЗАКАЗ
Власти Таиланда предлагают реструктурировать механизмы
военных закупок путем расширения компетенции ведомствен-
ного научно-исследовательского института, где проводятся раз-
работки в интересах «оборонки». На смену согласно закону,
разработанному правительством, придет Технологическое обо-
ронное агентство, которое и будет выступать администратором
централизованного заказа для королевских вооруженных сил
Таиланда. Изменения предназначены для поддержки развития
местной промышленности, а также большей эффективности
оборонных закупок, которые сейчас в значительной степени де-
централизованы во всех трех видах вооруженных сил.
УСПЕХИ ИНДИИ В ЛОКАЛИЗАЦИИ СБОРКИ
ТЯЖЕЛЫХ ВЕРТОЛЕТОВ НАЧАЛИСЬ С ХВОСТА
Компания «Тата» впервые поставила комплектующие со
своего склада в Хайдарабаде для окончательной сборки индий-
ских тяжелых военно-транспортных вертолетов «Боинг» СН-47F
«Чинук». На площадку поступили первый венец и хвостовой об-
текатель. Генеральный директор предприятия заявил: «Это дает
нам отличную возможность продемонстрировать наши дости-
жения в разработке и сборке проектов в сфере высоких техно-
логий на уровне мировых стандартов качества».
Правительство Индии заказало 15 СН-47F «Чинук» по кон-
тракту, включающему обучение персонала и техническую под-
держку.
Источник:
ПРЕССА
Телевидение Пхеньяна обнародовало сюжет с восточного побережья
Северной Кореи об испытаниях противокорабельных крылатых ракет типа
«земля-море». Испытания проводились с целью подтвердить тактико-технические
данные и определить эффективность боевого применения. ПКР разработана
в Академии национальной обороны. Комплекс на гусеничном ходу
с модифицированной кабиной собственного производства несет четыре пусковые
установки. Ракеты, пролетев 200 километров, попали в цель, расположенную
в Японском море. Специалисты сравнивают созданную северокорейскими
«оборонщиками» ПКР с российским комплексом «Бал»
google.com