– Леонид Вениаминович, у вас за
плечами великие стройки, в том
числе руководство работами при
создании наземного комплекса
«Энергия» – «Буран». Но первая лю-
бовь, насколько известно, это Север,
которому вы отдали годы. Почему
тогда придавали такое значение вы-
соким широтам, в частности объек-
ту в Оленегорске?
– Радиолокационная станция типа
«Днепр», которая возводилась там,
была рассчитана на обнаружение бал-
листических ракет, запускаемых суб-
маринами НАТО в акваториях Нор-
вежского, Северного и Средиземно-
го морей. Она позволяла уверенно
контролировать космическое про-
странство, ввести в действие систему
раннего предупреждения о ракетном
нападении (СПРН).
Кроме того, это была, если так
можно выразиться, вторая проба сил.
РЛС такого типа попытались постро-
ить под Иркутском и неудачно, про-
ектировщики не учли пучения мест-
ных грунтов.
О значении, которое придавалось
стройке, можно судить по такому
факту: для главного конструктора
радиолокационных станций СПРН
академика Александра Минца был
построен дом и он все годы, пока шло
строительство, находился в Олене-
горске, вникая в мелочи и тонкости
возводимого объекта.
У Александра Львовича интерес-
нейшая судьба. Сын ростовского фаб-
риканта, он во время Гражданской
войны стал командиром радиодиви-
зиона Первой конной армии. В годы
Великой Отечественной под его ру-
ководством в Куйбышеве построили
радиостанцию фантастической по
тем временам мощности – 1200 ки-
ловатт, ее передачи принимали на ок-
купированной территории. В 1956-м
за создание отечественной научной
школы в области радиостроения и
ускорительной техники Минца удо-
стоили звания Героя Социалистиче-
ского Труда.
– Как часто вы виделись с ним?
Насколько глубоко вникали в работу
первые лица Минобороны?
– Судьба преподнесла мне удиви-
тельный подарок – практически каж-
дый день я встречался с Александром
Львовичем, с известными людьми,
приезжавшими к нему. Помню, зашел
в его дом, а там гостит Георгий Байду-
ков, легендарный второй пилот экипа-
жа Валерия Чкалова. Георгий Филип-
пович был генерал-полковником авиа-
ции и возглавлял 4-е Главное управле-
ние Минобороны, занимавшееся
проблемами ПВО.
Довольно часто на объект приле-
тал замминистра обороны генерал
Александр Комаровский – выдающий-
ся строитель XX века. Он строил канал
имени Москвы, в годы Великой Оте-
чественной командовал 5-й саперной
армией, в 1949-м за создание ядерного
оружия удостоился звания Героя Со-
циалистического Труда. Представьте
себе, кавалер семи орденов Ленина!
Кстати, у Оленегорска в то время
было не только военное значение –
здесь находились воздушные ворота
на Кубу. В те годы с подачи США са-
молеты с руководителями Острова
свободы не пропускались к нам за-
падными странами...
– Какие еще объекты за поляр-
ным кругом довелось строить?
– На Севере я прослужил двадцать
лет. В 1958 году прибыл выпускником
Высшего
инженерно-технического
училища ВМФ в город Полярный и
начал трудовую биографию началь-
ником строительного участка. Впо-
следствии
возглавлял
«Спец-
строй-700» на Новой Земле и «Севе-
ровоенморстрой» – строительное
управление Северного флота.
Начинал с постройки хлебозаво-
да, далее поручили возведение двух
серьезных хранилищ: одно – для тор-
пед, второе – для ракет. С началом
Карибского кризиса срочно возводи-
ли ракетные шахты, это был первый
опыт строительства подобных соору-
жений. Потом объект в Оленегорске,
о котором уже шла речь. Масштабная
была стройка, трудились на ней
свыше шести тысяч строителей, при-
чем работали круглосуточно и без
выходных.
При моем активном участии обу-
страивался поселок Губа Ягельная –
ныне Гаджиево, база атомных подво-
дных лодок Северного флота. Здесь за
короткий срок создали современный на-
селенный пункт, в котором были госпи-
таль, школа, ясли, детский сад и ро-
дильный дом. Эта база до сих пор
играет важную военную роль – натов-
цы окрестили ее «осиным гнездом»...
После Великой Отечественной
все пункты базирования Северного
флота находились внутри Кольского
залива, но постепенно началось ак-
тивное освоение арктического побе-
режья. Одним из наиболее важных и
сложных объектов был причальный
фронт для базирования атомных суб-
марин в Гремихе, который сооружа-
ли на берегу Баренцева моря, среди
скал и сопок. На весь цикл работ,
включавший разработку каменного
карьера, отсыпку дамбы длиной
1200 метров, «корней» плавучих тя-
желых причалов и их бетонирование,
отвели всего полгода.
Причалы были установлены, терри-
тория образована, дноуглубление аква-
тории сделано в установленные сроки.
– В чем особенности северного
строительства?
– Зависят от региона Арктики.
Скажем, Новая Земля стоит на веч-
ной мерзлоте, а Кольский полуостров,
Мурманская и Архангельская обла-
сти – на скальных и очень прочных
породах.
Если говорить о климате, также
есть разница. Кольский полуостров
омывается Гольфстримом и температу-
ра там как бы не очень низкая. Но такая
высокая влажность, что при минус 25
испытываешь дикий дискомфорт. Мне
как-то пришлось побывать в Новокуз-
нецке, на термометре – минус 41, но по
сравнению с нашими условиями было
вполне терпимо. НаНовой Земле силь-
нейшие ветра, архипелаг даже иногда
называют страной ветров.
– Стройкам на Севере не только
климат препятствие?
– Конечно. На Кольском полу-
острове грунт гранитный, и это требо-
вало мощных взрывных работ. К сча-
стью, в училище у нас был хороший
преподаватель взрывного дела – пол-
ковник Сухарев, который в 3-й гвар-
дейской танковой армии генерала
Павла Рыбалко командовал инженер-
ной частью. От него мы, курсанты,
получили хорошие уроки, лично мне
они здорово пригодились при строи-
тельстве подземных хранилищ. Бу-
ровзрывные работы стали, как гово-
рится, моим коньком.
В 1962 году это умение особенно
пригодилось. Меня вызвал начальник
«Северовоенморстроя»
полковник
Борис Лившиц и рассказал о совеща-
нии, состоявшемся у министра обо-
роны маршала Родиона Малиновско-
го. На Кольском полуострове пред-
стояло оборудовать шахтные позиции
полка стратегических ракет. Предпо-
лагалось привлечь проходчиков из
Донбасса и Кузбасса, метростроев-
цев. А их не хватало и «на гражданке».
Министр выразил озабоченность:
могли пострадать сроки и качество
предстоящего строительства. Тогда
полковник Лившиц доложил мини-
стру, что мы освоим проходку свои-
ми силами – создавать одну из них
поручалось мне.
Анализ почв показал: предстоит
бороться не только с гранитом, но и с
подземными водами. Требовались на-
сосы, причем работающие на сжатом
воздухе без электричества (использо-
вание его на глубине очень опасно). У
нас была информация, что они есть на
одном из московских предприятий.
«Вооруженный» двумя письмами (от
первого секретаря Мурманского обко-
ма партии и командующего Северным
флотом), я прибыл к руководству за-
вода, и тут выяснилось: эти насосы в
ходе испытаний не вышли на проект-
ную мощность и от их производства
отказались.
Что делать? Пошел в Ленинскую
публичную библиотеку, заказал спра-
вочник «Компрессоры и насосы» и
установил, что организация, в которой
есть нужное мне оборудование, рас-
№ 22 (686) 14–20 июня 2017 года
06
АРКТИКА. «ОБОРОНКА»
УРОКИ
Полигон испыта
Строительство
военной инфраструктуры
в Заполярье
требует новых материалов
и нестандартных
решений
Освоению Арктики,
где сосредоточены огромные запасы
минерального сырья, придается все
большее значение. Что для России
этот регион в оборонном
отношении, какова специфика
работ в высоких широтах,
«Военно-промышленному курьеру»
рассказал доктор технических наук,
лауреат премии Совмина СССР,
заслуженный строитель РСФСР
генерал-полковник
Леонид ШУМИЛОВ.
гидрометеостанция
на острове Диксон
«Арктический трилистник» –
единственный в мире объект
капитального строительства
на 80-м градусе северной широты
Иван ДРАГОМИРОВ
На острове Земля Александры (ар-
хипелаг Земля Франца-Иосифа) «рас-
цвел» «Арктический трилистник» –
наисовременнейшая и самая северная
база Вооруженных Сил России. Свое
название она получила за форму глав-
ного
здания
–
жилищно-
административного корпуса. При
строительстве комплекса использова-
лись самые современные материалы,
доставленныеморемсБольшой земли.
Именно их широкое использование
позволяет при разумной экономии
поддерживать все условия для жизне-
обеспечения личного состава. Создан-
ная на базе инфраструктура рассчита-
на на гарнизон 150 человек. В авто-
номном городке есть все для жизни и
службы: диспетчерские, пунктыуправ-
ления, жилые помещения и комнаты
отдыха. В каждом кубрике – душ, хо-
лодильник, телевизор.
Здания объединены утепленными
переходами, и личный состав может
попасть в любую точку базы, не выхо-
дя на жгучий мороз. Но в то же время
везде есть и собственные выходы.
Для обеспечения базы питьевой
водой разработана уникальная тех-
нология переработки снега. После
того как он растает в установке СПУ-
15, вода самотеком поступает в на-
копительные емкости. Система
очистки позволяет обеззараживать
до 80 кубометров в сутки.
Строители проложили дороги,
оборудовали позиции для вооружений
и техники. Здешний аэродром может
принимать все типы самолетов, вклю-
чая тяжелые транспортники. Главная
задача гарнизона – противовоздушная
оборона в своем секторе ответствен-
ности. Появление «Арктического три-
листника» усилило группировку войск
на северном направлении. Наличие
здесь базы ПВО позволяет при необ-
ходимости надежно защитить мор-
ские пути высоких широт.
И это только один объект из ста.
Минобороны России активно стро-
ит на Земле Франца-Иосифа, Новой
Земле, мысе Шмидта, островах
Врангеля, Котельном и Среднем. В
поселке Рогачево (Новая Земля) соо-
ружаются технические позиции,
новый аэродром, развивается соци-
альная инфраструктура. На чукот-
ском мысе Шмидта – арктическом
пункте базирования Тихоокеанского
флота – до конца года планируется
сдать более 30 объектов, столько же
и на острове Врангеля. Есть объек-
ты, намеченные к сдаче в конце
2017-го на острове Средний архипе-
лага Северная Земля.
В декабре 2016 года 42 здания и
сооружения введены в эксплуатацию
на Котельном (Новосибирские
острова). В их числе модернизиро-
ванный аэродром Темп и трехэтаж-
ный административно-жилой ком-
плекс «Северный клевер» площадью
свыше 12 тысяч квадратных метров.
В Арктике высокими темпами ре-
конструируются аэродромы в Нагур-
ском, Североморске, Воркуте, Тикси,
Анадыре и Алыкеле. По словам пер-
вого заместителя главкома ВКС РФ
Павла Кураченко, работы на этих
объектах завершатся до конца 2021
года. Главная воздушная гавань Се-
верного флота – аэродром Северо-
морск-1 будет фактически построен
заново. Проект предусматривает соз-
дание новой ВПП и рулежных доро-
жек, стояночных мест самолетов, но-
вого светосигнального оборудования,
КДП, других объектов и специаль-
ных систем. После завершения ре-
конструкции здесь смогут принимать
воздушные суда всех типов, включая
дальнемагистральные Ил-96.
Севморпуть
укрепляется
и утепляется
г. Североморск
арх. Новая Земля
о. Котельный
о. Врангеля
м. Шмидта
о. Земля Александры
г
. Нарьян-Мар
г
. Норильск (Алыкель)
п. г. т.
Арктические военные базы России
База ВМФ
РЛС
Аэродромы
Военные городки
и базы
Подразделения ПВО
о. Средний
Тикси
Арктические военные базы России
Северные
гарнизоны
смогут
растопить
лед
и встретить
Ил-96
В 2017 году военное ведомство России запланировало
построить и ввести в эксплуатацию в Арктической зоне
более ста объектов капитального строительства.
Безопасность
energynews.su
Арсений ГРИШИН
20 мая 1940 года вышло постановление Комитета
обороны при Совнаркоме СССР о переводе одной под-
водной лодки из состава Северного флота на Тихий
океан. 23 мая в соответствии с приказом наркома
Военно-морского флота № 00120 начала формировать-
ся экспедиция особого назначения (ЭОН-10) по перево-
ду в навигацию подводной лодки Щ-423 из Полярного
во Владивосток Северным морским путем. 14 июня
приказом наркома ВМФ № 00145 командиром ПЛ
Щ-423 назначен опытный подводник капитан 3-го ранга
Измаил Зайдулин. К чести организаторов отметим, что
лозунга «Пройти любой ценой» не было, – подразумева-
лось и то, что в Арктике редко все получается так, как
задумано. На весь период перехода по Севморпути на-
значили обеспечивающее судно – транспорт «Анатолий
Серов», на котором специально установили дистиллятор
и станцию УКВ. В его вместительных трюмах, кроме
250 тонн экспедиционного груза, топлива, аварийно-
спасательного и подрывного имущества, а также допол-
нительного артиллерийского боезапаса для подводной
лодки, был обустроен специальный кубрик на 36 мест
для отдыха подводников во время коротких стоянок или
на случай вынужденной зимовки.
Лодку, помимо «Серова», на разных этапах сопровожда-
ли один-два ледокола. Как только начались льды, у под-
водников, кроме ожидаемых проблем при движении на
самом малом ходу среди льдин, возникла неприятная си-
туация с конденсатом. Из-за большой разности темпера-
тур забортного и отсечного воздуха отпотевание внутри
прочного корпуса оказалось таким сильным, что в отсе-
ках оно больше походило на мелкий дождь, который шел
круглые сутки.
17 октября 1940 года Щ-423 подошла к пирсу под-
водных лодок Тихоокеанского флота в бухте Золотой Рог
Владивостока, пройдя за 73 дня 7227 миль (из них 682
– во льдах) через два океана и восемь морей. Задание
Родины было выполнено.
В годы войны, насколько известно, опыт трансполяр-
ного перехода серийной «Щуки» использован не был, но
уже в конце 40-х годов подводные лодки проводили
Севморпутем караванами.
С появлением АПЛ для подводного плавания стала
доступна вся акватория Северного Ледовитого океана,
однако обмен лодками между Тихоокеанским и Север-
ным флотами все равно оказался возможен лишь в огра-
ниченные сроки – из-за мелководья в районе Берингова
пролива часть пути огромного арктического перехода все
равно приходится преодолевать в надводном положении.
Потому можно считать уникальной экспедицию 2014 года
по переброске по приказу министра обороны РФ Сергея
Шойгу двух АПЛ – «Братск» и «Самара» из Авачинской
губы (Камчатка) в Северодвинск. Поскольку лодки от-
правлялись на ремонт и глубокую модернизацию, для
транспортировки было нанято специальное полупогруж-
ное судно «Трансшельф» (Нидерланды), используемое для
перевозки нефтедобывающих платформ. Подлодки были
погружены на борт 23 августа 2014 года. Сопровождали
транспорт ледоколы «50 лет Победы» и «Вайгач». Надо ска-
зать, что момент для проведения экспедиции выбрали
удачно: ледовая обстановка оказалась благоприятной и при-
мерно через месяц атомоходы были в пункте назначения.
Освоение Севморпути изначально
не подразумевало, что через льды
придется проводить столь нежные
создания, как подводные лодки. Корпуса,
выдерживающие огромный столб воды,
неспособны противостоять точечным
нагрузкам, а уж как давят ледовые поля,
морякам-полярникам известно отлично.
Однако еще до войны был осуществлен
первый удачный переход дизельной
подводной лодки с Кольского полуострова
во Владивосток.
ПЕРВЫЙ ОПЫТ ОБМЕНА ПОДЛОДКАМИ
МЕЖДУ СЕВЕРНЫМ И ТИХООКЕАНСКИМ ФЛОТАМИ
БЫЛ ПОЛУЧЕН ЕЩЕ ДО ВОЙНЫ
ПОДВОДНЫЙ ДОЖДЬ
РЕТРОСПЕКТИВА
ic.pics.livejournal.com