Газета «Военно-промышленный курьер». №22 (686) 14-20 июня 2017 года - page 8

Минимальный объем ремонта и мо-
дернизации тяжелого авианесущего
крейсера (ТАВКР) «Адмирал Флота Со-
ветского Союза Кузнецов» оценивается
в 50 миллиардов рублей. Такую сумму
назвал «Интерфаксу-АВН» специалист,
знакомый с ситуацией.
«Много это или мало? 50 миллиардов
рублей – это немногим более 800 мил-
лионов долларов. Ремонт и модернизация
однотипного авианосца «Викрамадитья»
(в прежней жизни – «Адмирал Флота
Советского Союза Горшков») для ВМС
Индии обошлись оценочно в 2,3 милли-
арда долларов», – высказался по поводу
требуемых денег информированный
источник. Ранее сообщалось, что вы-
деляется 40 миллиардов рублей («Скрип
авианосца», «ВПК», № 16, 2017) и модер-
низация включает в первую очередь заме-
ну четырех котлов главной энергетической
установки. Два из них уже изготовлены на
Балтийском заводе (входящем в Объеди-
ненную судостроительную корпорацию).
Будут также модернизированы радиолока-
ционное и радиоэлектронное вооружение,
авиационный навигационный комплекс.
Но проблема, как представляется, не
только в самом «Адмирале Кузнецове». По
оценке эксперта «ВПК», который проком-
ментировал ситуацию, «индийцы поняли,
что морской авиационный комплекс – это
не только авианосец, но и самолеты, и
наземный испытательно-тренировочный
комплекс авиационный (НИТКА). Посмот­
рите на НИТКА на авиабазе «Ханса» ВМС
Индии. Он постоянно находится в работе. А
наш комплекс в Саках после возвращения
Крыма в лоно России который год фак-
тически простаивает, летчики полноценно
тренировались там, по самым оптимистич-
ным оценкам, не более трех месяцев. А его
аналог в Ейске, судя по всему, перешел в
разряд вечного долгостроя».
«Почему комплекс НИТКА в Саках полно-
ценно не использовался и не использу-
ется для подготовки 100-го отдельного
корабельного истребительного авиаполка
(ОКИАП), получившего новейшие истре-
бители МиГ-29КР/КУБР?» – недоумевает
эксперт. По его данным, именно не-
готовность летчиков – причина того, что
только несколько машин этого авиаполка
принимали участие в боевой работе в
ходе недавнего дальнего похода ТАВКР
к берегам Сирии. Отсюда же, по мнению
собеседника «ВПК», и высокий уровень
аварийности самолетов этого полка.
«Летчика можно сделать за одну ночь,
но научить его летать за это же время
нельзя», – иронизирует эксперт, приводя
старую поговорку. Он убежден, что пока
комплекс НИТКА будет простаивать,
100-й ОКИАП не сядет на авианосец
в полном составе. «По оценкам спе-
циалистов, для проведения ремонтно-
восстановительных работ на полигоне в
Саках требуется не более 150 миллионов
рублей», – отметил собеседник.
Ранее сообщалось, что из-за подготовки
к главному военно-морскому параду
летчики 279-го ОКИАП начнут полеты
с комплекса НИТКА в Крыму лишь в
августе-сентябре, после чего ТАВКР, не
исключено, до начала ремонта еще раз
выйдет в дальний поход.
Михаил АЛЕКСЕЕВ
ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ АВИАНОСЦА
МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН
ИНДИЙСКИЙ ОПЫТ
Ледокол «Илья Муромец»
после всех этапов испытаний
войдет в состав Военно-
морского флота России
до конца 2017 года. Этот
срок назван в результате
очередного этапа контроля
выполнения гособоронзаказа
на предприятиях, работающих
в интересах Военно-морского
флота.
Ход строительства кораблей
и подводных лодок на Адми-
ралтейских верфях в Санкт-
Петербурге проконтролирован
заместителем главкома
ВМФ по вооружению вице-
адмиралом Виктором Бурску.
Среди прочего проверялся
и график работ на ледоколе
«Илья Муромец», проходящем
швартовые испытания у
стенки завода. Как сообщил
представитель ВМФ РФ Игорь
Дыгало, в настоящее время
производится наладка бор-
тового оборудования, завер-
шается обшивка внутренних
помещений. Планируется, что
ледокол выйдет на заводские
ходовые испытания в сере-
дине июля. Новый дизель-
электрический ледокол «Илья
Муромец», помимо своей
основной функции – проводки
кораблей и судов в сплошном
ледовом поле толщиной до
0,9 метра, рассчитан на транс-
портировку грузов в трюме
и контейнерах на верхней
палубе, выполнение гидро-
графических исследований, а
также участие в спасательных
операциях. Судно может быть
использовано для тушения по-
жаров, ликвидации аварийных
разливов нефти, перевозки
десанта. Для выполнения
погрузочно-разгрузочных
операций ледокол оборудован
краном грузоподъемностью
26 тонн. В носовой части судна
расположена вертолетная
площадка. Строительство
головного ледокола проекта
21180, разработанного ОКБ
«Вымпел» и имеющего
ледовый класс Icebreaker6,
началось в 2014 году, торже-
ственная церемония спуска на
воду прошла 10 июня 2016-го.
Водоизмещение ледокола
– шесть тысяч тонн, длина –
84 метра.
«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» ГОТОВ ЯВИТЬ СИЛУ БОГАТЫРСКУЮ
W-dog.ru
08
Бесспорно, для Арктики нужна машина, «заточенная»
под местные условия. Если при минус 35 градусов порш-
невой двигатель со стоном, но заводится, при минус 40
начинаются проблемы, то при минус 50 градусов отказы-
вают все системы. В Норильске такие морозы не редкость
и чем дальше к Северу, тем жестче условия.
На первый взгляд, теплые боксы могли бы решить
проблему, а вне боевого расположения можно не глушить
двигатель – это распространенная практика гражданских
автолюбителей в том же Норильске. Однако БМП-2 за
час съедает 30 литров горючего, ее топливных баков хва-
тит на 15 часов беспрерывной работы. Это дополнитель-
ные нагрузка и затраты на армейскую логистику при рас-
тянутых северных линиях снабжения. Любая вражеская
диверсия, задержка подвоза топлива на четыре-пять часов
– и большая часть техники боевой группы встанет, осты-
нет и уже не заведется. Кроме того, работающие двигате-
ли – демаскирующий фактор.
Боевые соединения должны быть максимально авто-
номны и приспособлены к климатическим условиям. А
техника не только работать всегда, но и обеспечивать ком-
фортные условия для людей, которых служба привела на
край земли.
ВСЕЯДНЫЙ ДВИЖОК
В арктической боевой технике приоритет за двигате-
лем и ходовой частью. Вооружение нынче компонуется в
боевые модули, и выбор может быть любым в зависимо-
сти от потребностей. Но в условиях Арктики мощные
средства поражения едва ли найдут достойную цель.
Вызов нашей армии здесь в первую очередь бросают
не силы противника, а местные суровые условия. Арктика
умеет убивать, и будущие победы в боях на этой холодной
земле будут зависеть не от умения эффективно уничто-
жать врага, а от способности выживать в полярной ночи.
Поэтому выбор газотурбинного двигателя вполне
естественен и конструирование «Рыцаря» с такой силовой
установкой – претензия на технологический прорыв.
ГТД отличаются громоздкостью, хотя при одинако-
вых размерах они и превосходят качеством поршневые. В
СССР для Т-80 и в Америке под «Абрамс М1» разработа-
ли газотурбинные силовые установки. Но для боевой ма-
шины пехоты они слишком большие. Спроектировать
устройство, которое можно уместить в моторный отсек
БМП и поставить в серийное производство, пока никому
не удавалось.
У конструкторов Калужского опытного бюро моторо-
строения это почти получилось. Их двигатель лишь 20 ло-
шадиных сил недотянул до необходимого минимума мощ-
ности – 400 «лошадок». Инженеры КОБМ сейчас доводят
турбокомпрессор, чтобы достичь заданных параметров.
ГТД всеядны, способны работать на любом топливе,
поддающемся измельчению в порошок или эмульсию,
даже на угле, не говоря уже о дизеле, природном газе или
мазуте. При растянутых линиях снабжения возможность
заправить БМП из бочки на полярной метеостанции до-
рогого стоит.
И главное: при отрицательных температурах газотур-
бинный двигатель заводится гораздо легче поршневого.
Конечно, минус 60 – это испытание для любых механиз-
мов, но ГТД пройдет его с большим успехом благодаря
конструктивным особенностям, его подшипники качения
легче приходят в движение в загустевшем от мороза масле,
нежели подшипники скольжения. Плюс к этому в «Рыца-
ре» двигателю не придется проворачивать всю трансмис-
сию просто потому, что она электрическая. Кстати, это
позволит экономить топливо. К тому же она проста и на-
дежна, хотя и дороже традиционной трансмиссии, произ-
водство налажено.
Вывод: конструкция выглядит убедительно – у нее мо-
розостойкий «всеядный» газотурбинный двигатель, гене-
ратор, питающий электродвигатели гусениц.
В ПОИСКАХ КОРПУСА
Корпус БМП сделан на Курганском машинострои-
тельном заводе, поэтому можно было ожидать, что «Ры-
царь» получит общие узлы с платформой «Курганец-25»
или даже повторит ее. Однако арктическая БМП весит
всего 20 тонн, тогда как «Курганец-25» на пять тонн тяже-
лее. Кроме того, для Арктики нужна машина, сходная по
устройству с вездеходом.
В начале 2010-х годов уже создавалась специальная
БМП для высоких широт. Проект так и назывался «Аркти-
ка». Им занимался Уралвагонзавод, использовавший нара-
ботки двухзвенных вездеходов «Витязь». Тогда все ограни-
чилось объемом финансирования.
Сейчас, судя по информации в СМИ, в концерне «Трак-
торные заводы», в состав которого входят и Курганский
машиностроительный завод, и КОБМ, нашли средства на
научные и конструкторские изыскания. В результате дол-
жен появиться бронированный вездеход, выпускающийся
как в двухзвенном, так и в одинарном исполнении.
МТЛБ КАК ПРИМЕР
МТЛБ – армейский трудяга-вездеход, стоит на службе
более полувека. С задачами справляется, но когда-то
должно прийти время заменить его более современной
техникой. Сведения, что «Рыцарь» готовят вместо МТЛБ,
циркулируют уже больше двух лет. И для этого есть осно-
вания – выполненная в однозвенном варианте, снабжен-
ная штатным пулеметом вместо боевого модуля машина
способна быть и тягачом, и перевозчиком личного соста-
ва не только на Севере, но и в любой другой местности.
Учитывая нынешнюю тенденцию на создание плат-
форм и модульность конструкций, сложно понять, как в
одной разработке совместить и тягач, и БМП. Это совер-
шенно разные классы, и если для современной БМП не-
обходимо хорошее тяжелое бронирование, то для МТЛБ
и тонкостенная броня впору – выпускать тягач на поле
боя не планируется.
Если же «Рыцарь» – новая платформа, на которой в пер-
спективе можно будет собирать не только арктические
БМП, но и всесезонные тягачи на замену МТЛБ, то все
сходится. Кроме газотурбинного двигателя, мощь которо-
го явно избыточна для грузовика весом около десяти тонн.
НЮАНСЫ ПРОЕКТА
«Рыцарь» – пожалуй,
самый таинственный про-
ект хотя бы потому, что сна-
чала он фигурировал как
смена тягачу МТЛБ, затем
как БМП, но с чертами
двухзвенного вездехода. В
СМИ эта мантикора пода-
ется и выглядит достаточно
симпатично, однако при
ближайшем рассмотрении
ее жизнеспособность оказы-
вается под вопросом.
Во-первых, несмотря на
то, что МТЛБ все же нужно
будет заменять новым тяга-
чом, нет очевидных причин
делать это в ближайшей пер-
спективе. Машина справля-
ется с задачами, многого от
нее не требуют, на ее базе создана масса модификаций, про-
изводство давно налажено. Демилитаризованные варианты
весьма ценятся на Севере. В конце концов, если потребу-
ется, МТЛБ всегда можно модернизировать. Или когда
перевооружим армию бронетехникой на платформе «Ар-
мата», выпустим все «Бумеранги» и «Курганцы», можно
собрать и новый, современный тягач с заменяемостью
узлов и модульностью конструкции.
Во-вторых, арктическая БМП «Рыцарь» выглядит хо-
рошо только в сферическом вакууме. В реальности же
газотурбинные двигатели достаточно сложны в обслужи-
вании. Например, танками Т-80 занимаются отдельные
бригады техников. Внедрение арктических боевых машин
с ГТД потребует серьезной подготовки специалистов, при
этом какой-либо ремонт в полевых условиях будет скорее
всего невозможен (справедливости ради стоит сказать,
что техника будущего обычно и не предполагает таких
ремонтов). Обоснованно ли это?
В-третьих, газотурбинный
двигатель Т-80 многократно
дороже силовой установки
того же Т-72. В случае с «Ры-
царем» добавим в список рас-
ходов недешевую электриче-
скую трансмиссию. В итоге
получим довольно дорогую
машину, которая вряд ли
может стать платформой для
семейства ввиду ее узкой спе-
циализации, а без этого разра-
ботка несколько противоре-
чит наметившейся тенденции
на модульность, взаимозаме-
няемость,
многофункцио-
нальность и как следствие
экономию.
Проект «Рыцарь» точно не
тянет на преемника МТЛБ.
Но может получиться весьма приличная БМП для элитных
арктических подразделений. Эффективная и дорогая.
Найдутся ли у сокращенного военного бюджета, на
котором «висят» 2400 танков Т-14, ТБМП Т-15 и дюжи-
на различных видов техники на платформе «Армата», не-
доделанные и тоже очень перспективные Б-10 и Б-11, со-
всем «притихшие» колесные машины «Бумеранг»?
Но нужен ли «Рыцарь» армии? Время покажет.
АРКТИКА. ОРУЖИЕ
№ 22 (686) 14–20 июня 2017 года
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
Победы
в арктических боях
будут зависеть не от умения
эффективно уничтожать
противника,
а от способности выживать
в полярной ночи
Начало на стр. 01
Рыцарь полярного образа
ТЕМА
Список перспективных
боевых машин пехоты –
Т‑15 «Барбарис»
на платформе «Армата»,
Б‑11 на основе боевой
машины «Курганец‑25»,
колесный «Бумеранг» –
пополнился арктическим
«Рыцарем». Это новая
разработка Курганского
машиностроительного
завода.
google.com
реклама
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook