08
«ОБОРОНКА»
№ 41 (705) 25–31 октября 2017 года
Он мог доставлять негабаритные изделия для объек-
тов большой энергетики, производственные комплексы
глубокой переработки нефти, другое неделимое на части
оборудование.
Удельная стоимость доставки «Русланом» на 10–15
процентов ниже, чем у прямого конкурента С-5 «Гэлэк-
си», и примерно вдвое меньше, чем у С-17 «Глоубмастер»,
при несопоставимой номенклатуре грузов. Видимо, этим
объясняется нежелание возобновить производство уни-
кальных самолетов, а выпущенные при советской власти
списываются на лом с последующим заполнением ниши
евро-американской техникой. О стратегической мобиль-
ности войск придется забыть.
Драматична судьба лучшего в мире дальнемагистраль-
ного самолета («ТерпИлы-96», «ВПК», № 11, 2016). При
цене примерно на 30 процентов ниже «Боингов» и «Эрба-
сов» и массе, меньшей на 20 тонн, Ил-96 обладал неоспо-
римым превосходством в дальности, надежности и эконо-
мичности. В США во время оно нашлись лоббисты нашей
машины: миллиардер Арманд Хаммер со товарищи, сде-
лавший ставку на монопольную ренту с продукта. При
ильюшинском соотношении цены и качества самолет не
оставлял никаких шансов конкурентам, но в дело вмешал-
ся Госдеп США. Через агентов влияния была запущена
кампания шельмования и клеветы, в том числе в России. В
итоге – Ил-96 летает только в президентском авиаотряде.
Поэтапная программа инновационной поддержки ка-
чества «девяносто шестого» на среднюю перспективу (до
30–35 лет) включала опережающие предложения и техно-
логии, но убита в зародыше чиновным произволом.
Если конструкторам ГРЦ имени Макеева удастся удер-
жать стартовый вес ракеты «Сармат» в пределах 130–150 тонн,
вполне возможен ее воздушный старт с борта «Руслана». То же
можно проделать с двумя «Тополями» или «Ярсами». В до-
полнение к железнодорожному базированию подобного ору-
жия аргумент серьезный. При значительной, но вполне реаль-
ной переработке «Руслан» способен стать летающим авианос-
цем пилотируемых боевых самолетов или БЛА.
Вернемся к Ил-96 – каков он «в камуфляже»? Прежде
всего видится вариант ДРЛОиУ с грибовидной антенной.
Для него широкий фюзеляж явно избыточен. Вполне до-
статочен диаметр, в 1,5–2 раза меньший. Возможно, под-
ходящими окажутся секции фюзеляжа, кроме центропла-
на, от входящего в серию Ил-112. Ил-96 годится для
дальнего патрулирования и поддержания связи с подпла-
вом, как противолодочный или спасательный самолет. И
это неполный перечень функционалов.
В нынешней обстановке вопрос восстановления производ-
ства Ил-96 и Ан-142 «Руслан» приобретает особую актуаль-
ность. Это самолеты с высоким потенциалом асимметрично-
го противостояния современным и грядущим вызовам.
ГРАЖДАНСКИЙ БОРТ И ВОЕННЫЙ МУНДИР
В обозримом будущем глобальная война маловероят-
на. Но будет нарастать напряженность у южных границ
России и на ее северных рубежах. Из этого следует, что
создавать и содержать ударные самолеты, способные про-
рывать мощную систему противовоздушной обороны,
едва ли целесообразно. Напротив, дозвуковой серийный
доставщик крылатых ракет большой дальности по транс-
портной, производственной и экономической компонен-
там намного эффективнее того же Ту-160 и Ту-22МЗ.
Поэтому параллельная сборка на единой базе лайнеров,
доставщиков КР и бомбардировщиков с тонким фюзеля-
жем более чем оправданна. Существующие производства
Ан, Ил и Ту вполне соответствуют таким технологиче-
ским параллелям, причем выходит дешево и сердито.
Стоит вспомнить, что реактивный первенец «Аэрофлота»
Ту-104 в «военной форме» был бомбардировщиком Ту-16,
дальнемагистральный Ту-114 «по совместительству» яв-
ляется стратегическим бомбером-ракетоносцем Ту-95 и
противолодочным Ту-142, известны версии ДРЛОиУ и
топливозаправщика. «Курносый» лайнер Ил-18 в проти-
володочном и спасательном вариантах значится как Ил-
38. Кстати, Ту-16 в Китае стоит на вооружении и произво-
дится под индексом Н-6.
В военное лихолетье транспортно-пассажирский Ли-2
(ДС-3, С-47) применялся как дальний бомбардировщик.
Безмерно устаревший биплан У-2 (По-2) Поликарпова
стал ночным бомбардировщиком, связным, транспорт-
ным и санитарным самолетом.
От двойного функционала – гражданского и военного
– в авиации отказались. И зря. Потеря одного дорогущего
стратега Ту-160 трудновосполнима. Напротив, перерабо-
танные по известным канонам ММЗ «Опыт» современ-
ные лайнеры Туполева при серийном двухцелевом назна-
чении на порядок дешевле. Единичная утрата такого ЛА в
боевой модификации досадна, но не критична. Для луч-
шего понимания напомним, что Ту-160 наряду с комплек-
сом Р-36 М2 «Воевода» предназначались для глобальной
войны, точнее, ее предотвращения, то есть фактор скорее
политический, нежели военный.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС УПАДКА
Вертикально интегрированные административно-
командные структуры типа ОДК или ОСК, с нашей точки
зрения, являют собой супермонополии. При этом проис-
ходят утрата независимости вполне успешных предприя-
тий и фирм, перекачка финансов в головное предприятие
и, наконец, смещение управленцев – проверенных и от-
ветственных профессионалов с заменой их, если сказать
мягко, некомпетентными менеджерами.
Нелишне вспомнить, каким образом сотни иностран-
ных самолетов, часть которых реально новые, оказались
на рынке России и стран Таможенного союза («С небес на
землю», «ВПК», № 44, 2016). Электронные закладки –
полбеды. Даже часть якобы новых бортов поставлялась в
Россию с почти выработанным гарантийным ресурсом.
Это не наша страшилка – в авиационных кругах разгово-
ры о зарубежных закладках и странных поставках ведутся
уже много лет. Притом что в авиации и космонавтике
давно принято за правило: малейшее сомнение считать
поводом для отказа от полета.
В связи с этим необходимо создать авторитетную неза-
висимую
комиссию,
оснащенную
контрольно-
диагностическим оборудованием для заблаговременного
выявления закладок и остаточного ресурса самолетов,
чтобы получить возможность снятия с эксплуатации и
возврата по рекламации недобросовестному поставщику
явно непригодных бортов.
К сожалению, кроме финансовых затрат на закупку
540–550 магистральных иномарок, следует ожидать и
серию катастроф в ближайшие три – пять лет. Чтобы пре-
дотвратить гибель тысяч людей, уже сейчас необходимо
запустить массовое производство отечественной авиатех-
ники для замещения импортного хлама.
А ведь кроме условий для технологической диверсии
закладывается еще и повод для протестного управляемого
хаоса, в чем англосаксы большие мастера.
БЕЗВЕСТНЫЕ МЕСТНЫЕ
Если со средней и дальней магистральной авиацией по-
ложение еще терпимо, то перевозки на местных воздушных
линиях (МВЛ) обрушены в 50 раз. В былые времена МВЛ
обслуживали самолеты Ан-28, L-410, Як-40, Ан-2 и другие.
По мнению специалистов из СиБНИА им. Чаплыгина,
после ремоторизации и замены бортового оборудования
можно вернуть в строй до 150 Ан-2 и до 100 Як-40. Пола-
гаем, что восстановительный ремонт с продлением жиз-
ненного цикла добавит еще по 30–50 Ан-2 и Як-40, вы-
купленных у частников и в странах СНГ.
Властвующая над авиацией либеральная традиция
требует проводить ремоторизацию Ан-2 и Як-40 с помо-
щью американской компании Honeywell. Хотя для перво-
го вполне пригодны российские моторы М-25, а для вто-
рого – Аи-225-25 от УТС Як-130. Мы полагаем возмож-
ным оснащение Як-40 также мотокомпрессорными дви-
гателями двухконтурного типа с разгрузочной турбиной
(турбулиризатором). На взлете и максимуме тяги топлив-
ная экономия будет существенная, на крейсерском режи-
ме – значительная. Такой мотор позволит сделать тягу
дешевле в три-четыре раза, поэтому его разработки чи-
новники, по нашему мнению, не допустят.
Существует вариант оснащения Як-40 и Ан-2 единым
силовым приводом-мотором тяговых систем. Для «Анто-
на» необходима понижающая гидродинамическая вариа-
тивная трансмиссия. В случае с Яками это прямой двух-
моторный тандемный привод вентилятора и компрессора.
Остановить уничтожение российского авиапрома мог
бы человек большого доверия, заслуженного авторитета,
наделенный силовыми возможностями, высоким государ-
ственным статусом и, наконец, заинтересованный в сохра-
нении конструкторских школ и развитии отрасли. Это –
министр обороны Сергей Шойгу.
реклама
Михаил
АЛЕКСЕЕВ
Такие выводы на-
прашиваются по про-
чтении распространен-
ного Минобороны РФ
интервью начальника
Государственного цент
рального межвидового
полигона (ГЦМП) Ка-
пустин Яр генерал-
майора Олега Кислова
в связи с 70-летием
первого пуска балли-
стической ракеты даль-
него действия А-4. Чи-
таем: «…проводится
работа по созданию
перспективного ракет-
ного комплекса шахт-
ного базирования с ис-
пользованием трассы
Ясный – Кура». Понят-
но, что речь идет не об
использовании нашего
старейшего космодро-
ма
непосредственно
для запуска новой
МБР, а о задействова-
нии лишь уникального
измерительного ком-
плекса КапЯра для обе-
спечения испытаний.
Полигон Кура нахо-
дится на Камчатке.
Под Ясным подразуме-
вается Ясненское сое-
динение РВСН.
Читаем
дальше:
«На полигоне… про-
водятся строительные
работы и реконструк-
ция зданий и сооруже-
ний на технической и
стартовой позициях,
объектов контрольно-
испытательной базы
научно-испытательно-
го центра вооружения
и военной техники
РВСН. Данные работы
завершатся в декабре
2017 года».
Хотя генерал-майор
не упомянул название
новой ракеты, по дан-
ным открытой печати
и высказываниям офи-
циальных лиц, извест-
но, что в России ведет-
ся разработка перспек-
тивной тяжелой МБР
«Сармат». Кооперацию
возглавляет миасский
Государственный ра-
кетный центр (ГРЦ)
им. Макеева.
«Ориентировочный
срок принятия на воо-
ружение этого ком-
плекса – 2019–2020
годы», – сообщил журналистам в
прошлом декабре командующий
РВСН генерал-полковник Сергей
Каракаев. А в мае этого года вице-
премьер Дмитрий Рогозин в свою
очередь объявил, что «Сармат» будет
принят на боевое дежурство в сроки,
утвержденные программой воору-
жения. И это произойдет по оконча-
нии испытаний – бросковых и основ-
ных. А на официальном сайте разра-
ботчика отмечается, что в настоящее
время под руководством генераль-
ного конструктора Владимира Дег-
тяря кооперацией предприятий во
главе с АО «ГРЦ им. В. Макеева» в
соответствии с постановлением пра-
вительства РФ проводится ОКР
«Сармат» по созданию стратегиче-
ского ракетного комплекса шахтно-
го базирования.
Предполагается, что новая МБР
поступит на вооружение Ясненского
(Оренбургская область) и Ужурско-
го (Красноярский край) соединений
РВСН. Военные специалисты пола-
гают: наличие у России группировки
МБР «Сармат» будет сдерживать
планы США по развертыванию гло-
бальной системы противоракетной
обороны. Это обусловлено, в част-
ности, задекларированной способ-
ностью «Сармата» доставлять боевые
блоки и наносить удары с различных
направлений, включая «транзит»
ядерных боеприпасов через Южный
полюс. Кроме того, тяжелые стацио-
нарные МБР позволяют решать
новые, нетрадицион-
ные для РВСН задачи.
В том числе это проти-
водействие объявлен-
ной в США концепции
глобального мгновен-
ного удара обычными
средствами. Считается,
что именно тяжелые
МБР при оснащении
их высокоточными бо-
евыми блоками в нея-
дерном снаряжении
будут самым актуаль-
ным ответом на реали-
зацию данной про-
граммы Пентагона.
По словам Олега
Кислова, одним из зна-
чимых вопросов для
ГЦМП остается отра-
ботка перспективных
средств боевого осна-
щения для ракетных
комплексов РВСН и
ВМФ с использовани-
ем уникальной трасы
Капустин Яр – Балхаш
и специальных носите-
лей. Под последними
подразумевается иссле-
довательский ракетный
комплекс «Тополь».
«Трасса КапЯр –
Балхаш уникальна тем,
что является внутрен-
ней, не позволяю-
щей использовать ино-
странным государствам
средства разведки на
конечном участке тра-
ектории, что дает воз-
можность обеспечить
скрытность отработки
характеристик испыты-
ваемого нового боево-
го оснащения», – отме-
тил генерал. Очевидно,
что похожими характе-
ристиками по части
скрытности обладает
трасса и Ясный – Кура,
что предопределило ее
выбор для проведения
летных
испытаний
новой МБР и отказ от
трассыПлесецк – Кура,
начальный отрезок ко-
торой контролируется
развернутыми в Скан-
динавии радиолокаци-
онными
средствами
НАТО.
Тем не менее брос
ковые испытания, на-
сколько известно, пла-
нируются в Плесецке.
Этот этап подразуме-
вает выталкивание гру-
зомакета МБР из шахт-
ной пусковой установ-
ки за счет срабатывания
порохового аккумуля-
тора давления на высоту 30 метров, на
которой при штатном пуске происхо-
дит включение маршевого двигателя
первой ступени.
По оценкам экспертов, МБР
РС-28 «Сармат» сможет доставить
разделяющуюся головную часть
массой до 10 тонн в любую точку
Земли как через Северный, так и
через Южный полюс. «Сармат»
планируется также использовать в
качестве носителя гиперзвуковых
блоков, в частности летательного
аппарата, получившего в прессе на-
звание «объект 4202» («Циркон»: в
пяти Махах от цели», «ВПК», № 12,
2016), разработки НПО машино-
строения (Реутов, Московская об-
ласть).
Начало на стр. 01
НОВИНКА
САМОЛЕТЫ
И СТЕРВЯТНИКИ
ТЕНДЕНЦИИ
ТИХИМИ
РАКЕТНЫМИ
ТРОПАМИ
ИСПЫТАНИЯ МБР «САРМАТ»
ПРОЙДУТ БЕЗ ПОСТОРОННИХ ГЛАЗ
Летные испытания новейшей российской
тяжелой жидкостной межконтинентальной
баллистической ракеты могут начаться
в 2018 году. Пуски будут выполняться
из позиционного района в Оренбургской области.
Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент «ВПК» (Челябинск)
К концу Второй мировой
войны руководству СССР стало
ясно, что создание отечественно-
го ядерного оружия требует мо-
билизации всех имеющихся сил. В
августе 1945 года после амери-
канских бомбардировок Хироси-
мы и Нагасаки Сталин подписал
постановление «О Специальном
комитете при ГКО». На новое ве-
домство, которое возглавил Лав-
рентий Берия, было возложено
руководство всеми работами по
исследованию
внутриядерной
энергии урана. Выставка «Атом-
ный проект СССР» иллюстрирует
этапы и отдельные эпизоды этих
работ.
Документы военного периода
показывают, как велись разведка месторождений урана,
его добыча и переработка, проводились научные иссле-
дования, действовала советская внешняя разведка, до-
бывая сведения о состоянии дел в аналогичных проек-
тах в Англии и США.
Специальный комитет был эффективным штабом
советского Атомного проекта. Его важнейшей вехой
стало успешное испытание пер-
вого ядерного заряда, состояв-
шееся 29 августа 1949 года.
Выставка подготовлена сотруд-
никами РФЯЦ-ВНИИТФ имени академика Е. Забабахина
и Снежинского городского музея. Одна из ее целей, отме-
чают на «Маяке», – выразить благодарность миллионам со-
ветских людей, участвовавших в создании ядерного щита
страны и решении других задач Атомного проекта.
Фото пресс-службы ПО «Маяк»
«Маяк» раскрыл
свою предысторию
Более 180 редких документов,
иллюстрирующих развитие атомной науки
и техники с 1922 по 1953 год, можно
увидеть на выставке в информационном
центре ПО «Маяк».
Наличие группировки
МБР «Сармат» будет сдерживать
планы США по развертыванию
глобальной системы ПРО
Ядерное досье
Союза
Ретроспектива
radikal.ru
krasvozduh.ru
Первый советский
атомный заряд
Взрыв РДС-1
уничтожил монополию
США на ядерное оружие