Газета «Военно-промышленный курьер». №41 (705) 25-31 октября 2017 года - page 9

09
Уважаемый Евгений Анатольевич!
Вам, уроженцу Тулы, а ныне – ее почетному гражда-
нину, самой судьбой было назначено стать оружейником!
Вы завоевали авторитет как знающий, творчески мыс-
лящий инженер, показали себя талантливым организа-
тором производства и прославили родное предприятие!
Под Вашим руководством запущены в серию уникаль-
ные изделия, в том числе наукоемкой гражданской про-
дукции. Высочайший научно-технический уровень произ-
водства позволяет Туламашзаводу успешно конкуриро-
вать на зарубежных рынках оружия.
Постоянная забота о молодых инженерных кадрах и
рабочей смене, системная опытно-конструкторская ра-
бота, создание заделов, модернизация станочного парка
открывают перед предприятием новые горизонты и на-
правления деятельности.
Вашими инициативами Туламашзавод стал добрым
примером социальной ответственности. Вы опекаете
ветеранов и многодетные семьи, инвестируете в образо-
вание и культуру, шефствуете над учебными заведениями
и детскими домами, помогаете театрам, поддерживае-
те массовый спорт. Благодаря Вашему предприятию в
Туле появился памятник Левше, ставший символом горо-
да, отреставрировано родовое имение Толстых…И самое
главное, что все это делается от души!
Поздравляя Вас со славной годовщиной, весь коллек-
тив «Высокоточных комплексов» желает Вам здоро-
вья, благополучия в семье и долгих лет творческой
жизни!
Коллектив АО «НПО «Высокоточные комплексы»
«ОБОРОНКА»
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Генеральному
директору
ПО «Туламашзавод»
Евгению Дронову
70
лет
Владимир ВЛАДИМИРОВ
Поскольку проект технически сложен и далеко не
дешев, Россия сразу же предложила расширить число
участников, включив в него, помимо изначально подразу-
мевавшихся ЕКА, Японии и Канады, еще и страны
БРИКС. Сегодня такое широкое сотрудничество уже не
кажется фантастикой. Однако время покажет, кто готов
включиться в работу.
Будущая окололунная станция получила название Deep
Space Gateway – «Ворота в дальний космос». Она призвана
стать форпостом для строительства обитаемой лунной базы,
а в отдаленном будущем и для полетов к Марсу. Строитель-
ством ЛОКС планируют заняться с 2024 года, то есть на
исходе расчетного функционирования Международной кос-
мической станции (МКС), которая по договоренности
участников должна прекратить свое существование.
ЗАБЫТЫЕ ПОСАДКИ
С учетом огромного опыта нашей страны в строитель-
стве и эксплуатации долговременных космических стан-
ций без всякого обсуждения принято общее решение, что
в создании ЛОКС будут использоваться российские стан-
дарты систем жизнеобеспечения и стыковочных узлов. В
продолжение установившихся на МКС традиций каждый
из участников проекта внесет свою лепту в общее дело,
выражающуюся в финансировании и техническом осна-
щении ЛОКС. Российский вклад на этапе проектирова-
ния пока обозначен созданием лишь одного шлюзового
модуля. Дооснащение – с увеличением объема задач.
Хотя по большому счету логичнее «танцевать» от россий-
ского же базового блока по аналогии со служебным модулем
МКС. Во всяком случае наши системы обеспечения жизнедея-
тельности, утилизации отходов, регенерации кислорода и дру-
гое оборудование прошли многолетнюю проверку во внезем-
ных условиях и доказали свою надежность. Впрочем, не исклю-
чено, чтона следующемэтапе нашсегмент станциипо аналогии
с МКС будет включать не один, а несколько отсеков. Когда же
дойдет дело до отправки людей на поверхность Луны, нужно
иметь в наличии полностью доведенный до ума российский
взлетно-посадочный модуль. Это разумно и как дополнение к
американскомумодулю, и с политической точки зрения – вдруг
между участниками проекта возникнет разлад.
Сейчас НПО им. Лавочкина активно вспоминает дав-
ние наработки посадки автоматических аппаратов на лун-
ный грунт. За десятилетия отсутствия в России научного
космоса уже основательно подзабыли, как это делается.
Придется учиться заново. Большинство конструкторов и
инженеров тех далеких лет триумфа советских лунных ав-
томатических станций в силу возраста уже не работают на
предприятии. А у нового поколения подобного опыта нет.
БОЛЬШОЙ СЕМИЛЕТНИЙ ПЛАН
Помимо договорных обязательств по строительству
ЛОКС (поставка шлюзового модуля), Роскосмосу необхо-
димо в обязательном порядке решить еще несколько тех-
нических задач. Прежде всего создать пилотируемый ко-
рабль «Федерация». Это задача номер один, ибо в против-
ном случае у России просто не будет средств доставки
космонавтов к Луне. Финансирование идет, остается
ждать результатов. Первый полет «Федерации» в беспи-
лотном варианте, напомним, запланирован на 2022 год.
Из этой задачи логично вытекает следующая: создание
новой ракеты-носителя «Союз-5» по теме «Феникс». К пер-
вому полету «Федерации» с экипажем эта РН должна быть
полностью испытана в беспилотных запусках, в том числе
коммерческих, по программам «Морской старт» и «Назем-
ный старт»/«Байтерек» (запуск с космодрома Байконур).
Третья задача заключается в строительстве стартового ком-
плекса для ракеты-носителя «Ангара-5» на космодроме
Восточный. Проблема в том, что РН «Союз-5» маловата по
грузоподъемности (17 т) для пилотируемых полетов в сто-
рону Луны и годится только для околоземной орбиты.
Нужен более мощный носитель, а именно – 25-тонная «Ан-
гара-5», ей в свою очередь требуется стартовый комплекс.
Стройка должна начаться уже этой осенью. Проект
готов, смета определена, финансирование обеспечено,
сроки известны. Договор с генподрядчиком подписан.
Обещают управиться за три года. Во избежание ненуж-
ных ошибок в проекте учтен опыт строительства подоб-
ного сооружения на космодроме Плесецк.
Для полноценного участия в ЛОКС необходимо ре-
шить все указанные задачи. Тем не менее есть надежда,
что к 2024 году это удастся.
«СОЮЗ» НЕРУШИМЫЙ
«Союз» летает в космос уже полвека. А одноименная
ракета-носитель, в основе которой легендарная королевская
«семерка» (Р-7), и того больше – 4 октября отметили ее 60-
летие. Пора бы и на покой, намекают скептически настроен-
ные «эксперты». Но они не понимают главного: ракеты и
космические корабли делаются не для показа мод, где в по-
чете современный стиль. В пилотируемой космонавтике
главный критерий – надежность систем. За прошедшие годы
«Союзы» (и корабли, и носители) наработали на свою репута-
цию с лихвой. Вспомним, что «Союз» два раза спасал экипа-
жи в сложных аварийных ситуациях, а куда более современ-
ный, напичканный электроникой «Шаттл» два полных эки-
пажа, 14 астронавтов, увы, угробил.
Новым американским пилотируемым кораблям, ко-
торые готовятся к своим первым полетам, еще только
предстоит нарабатывать положительную статистику. И
далеко не факт, что дело сразу пойдет безукоризненно,
даже если системы отработаны на наземных испытатель-
ных стендах. Учесть все невозможно – практика космиче-
ских полетов это доказывает.
Чем еще хорош КК «Союз», так это тем, что может
быть запущен напрямую на лунную орбиту с помощью
уже существующих ракет-носителей «Протон-М» или
«Ангара-5». Единственное, что потребуется дополнитель-
но, – разгонный блок. По такой же схеме в сторону Луны
могут запускаться и грузовые корабли снабжения типа
«Прогресс», которые будут доставлять на станцию кисло-
род, продукты и расходные материалы.
«Союз» и разрабатывался в 60-е годы для лунного ком-
плекса. Другое дело, что по ряду причин ему пришлось на
полвека задержаться на орбите Земли.
ВРЕМЯ СИЛЬНЫХ
Наступил момент, когда в дискуссии о сверхтяжелом
носителе можно поставить жирную точку. Наша изначаль-
ная позиция заключалась в следующем: сверхтяжу быть, но
в свое время. И это время, похоже, настает, ибо на горизон-
те вырисовываются контуры будущего гиганта.
Никто ведь принципиально не против носителя 100-тон-
ного и более тяжелого класса как такового. Проблема лишь
в том, что таких полезных нагрузок гражданского или воен-
ного назначения пока не существует. Но коль скоро принято
принципиальное решение идти на Луну, это означает: где-то
к 2030 году такие полезные нагрузки появятся.
Роскосмос окончательно определился в отношении по-
этапного создания сверхтяжелой РН после всесторонней
отработки темы «Феникс», то есть создания носителя
«Союз-5». Его первая ступень будет одним из модулей при
компоновке сверхтяжелой. Эти планы постепенно стано-
вятся реальностью, потому что по «Фениксу» уже откры-
лось финансирование. Есть надежда, что в начале 2020-х
«Союз-5» полетит, а там и за сверхтяжелую возьмутся.
Основным ее грузом (военный «багаж» пока оставим
за скобками) станут лунные пилотируемые аппараты и
разгонные блоки. Последние вмещают несколько десят-
ков тонн топлива, чтобы гарантированно направить на
отлетную траекторию к Луне корабль с космонавтами.
Для наглядности: РН «Протон-М» вводит на околозем-
ную орбиту 22 тонн груза, а к Луне – 7 тонн. Советская
«Энергия» – соответственно 100 и 32 тонн груза. Поэтому
чем ближе мы к Луне, тем больше необходимость в сверх-
тяжелой РН. Ведь ежегодный грузопоток между земной и
лунной орбитами может измеряться десятками и сотнями
тонн, пока не перейдет на тысячи.
СО ВТОРОЙ ПОПЫТКИ
По предварительной информации, сборку ЛОКС пла-
нируют вести непосредственно на лунной орбите. Хотя на
околоземной было бы намного легче. А потом с помощью
мощного буксира забросили бы станцию уже в комплекте
поближе к Луне.
Очевидно, что ЛОКС прослужит не менее 25 лет (по ана-
логии сМКС), а при плановом обновлении модулей и гораздо
дольше. Сюда будут прибывать экипажи с Земли и отсюда же
уходить на Луну взлетно-посадочные модули. Здесь появится
перевалочная база для лунных колоний-поселений, когда нач-
нется освоение ресурсов нашего естественного спутника. В
общем, перспективы вырисовываются.
Ожидается, что к середине следующего десятилетия
ЛОКС начнет функционировать по намеченному плану.
Для России это будет вторая попытка достичь заветной
цели после обидного, абсолютно необоснованного закры-
тия советской лунной программы. Хочется верить, что на
этот раз нас ждет успех.
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
НА ЛУНУ
ВСЕМ МИРОМ
На рядовом, казалось бы, мероприятии – 68-м Международном астронавтическом
конгрессе, проходившем в конце сентября в австралийской Аделаиде, был сделан первый
шаг к началу реального освоения Россией дальнего космоса. Принято приглашение
НАСА по совместному строительству и последующей эксплуатации лунной орбитальной
космической станции (ЛОКС).
ЦЕНА ВОПРОСА
ЗАКРЫТАЯ
СОВЕТСКАЯ
ПРОГРАММА
ВОЗРОЖДАЕТСЯ
КАК «ФЕНИКС»
Сергей КРИКАЛЕВ,
летчик-космонавт,
исполнительный директор
Роскосмоса по пилотируемым
программам
Идея возникла, когда в космос,
кроме нас и американцев, стали летать
представители других государств. И
пришло понимание, что хотя мы живем
в разных странах, нас очень многое
объединяет. Хорошо помню конгресс в
1989-м, на который я попал после свое-
го первого полета. Нас собрали в Сау-
довской Аравии. Принц Султан ибн Сал-
ман аль Сауд летал в свое время на
«Шаттле» с американцами и в тот год
был принимающей стороной. К сожале-
нию, лет двадцать после этого мне не
доводилось посещать конгрессы – то
подготовка, то очередной полет. Да и в
этот раз удалось выкроить только два
дня из семи, что длилось мероприятие.
Но я все время чувствую себя членом
этой организации.
В нее входят более 400 человек из
37 стран. Астронавты и космонавты в
большинстве своем с удовольствием
приезжают на эти встречи, другое дело,
что не всегда удается. Такое общение в
профессиональном кругу очень полез-
но. Помню, обсуждалась тема безопас-
ности полетов и, в частности, зашла
речь о создании единого стыковочного
интерфейса, чтобы корабли разных
стран могли пристыковываться друг к
другу. И это было реализовано. Ска-
жем, в программе «Шаттл» – «Мир» не-
сколько раз выполнялась стыковка
американских челноков к космической
станции. Очень ценными на подобных
встречах я считаю выступления нович-
ков – тех, кто был в космосе впервые.
Они рассказывают об особенностях
своего полета, о каких-то проблемах, с
которыми старожилы не сталкивались.
Не скажу, что профессиональное сооб-
щество должно принимать решения,
связанные с технологиями космических
стартов, но оно вправе ставить перед
разработчиками и организаторами по-
летов те или иные задачи. Естественно,
к нам прислушиваются.
Стандартизацией, к которой отно-
сится и упомянутая проблема унифика-
ции стыковочных интерфейсов, зани-
маются в разных странах. Разрабатыва-
ются общие параметры для электриче-
ских цепей, систем связи и передачи
данных – все это необходимо для пере-
хода исследований с околоземной ор-
биты к более глобальным.
В Тулузе обсуждался обнародован-
ный в сентябре в Аделаиде проект лун-
ной орбитальной станции, о котором
договорились Роскосмос и NASA. В
принципе это очевидный шаг – двига-
ясь за пределы земной орбиты, мы
должны взять какой-то следующий
плацдарм и закрепиться на нем для
дальнейшего освоения пространства.
Где и как с научной, с инженерной точки
зрения оптимальнее создавать такую
инфраструктуру, спорили горячо и
много. Сошлись на высокой эллипти-
ческой лунной орбите. Это наиболее
подходящий вариант. Такая орбита с
апоселением, то есть максимальным
удалением от поверхности Луны, по-
рядка 70 тысяч километров имеет и
плюсы, и минусы. Она не очень устой-
чива, с нее гораздо сложнее достичь
лунной поверхности, нежели с низкой
орбиты. Зато проще и гораздо эконо-
мичнее лететь дальше в космос, к
какому-то астероиду, допустим. И на
нее удобнее доставлять модули. На
высокой орбите, которая располагает-
ся за пределами магнитного поля Земли,
можно будет изучать все проблемы,
связанные с пребыванием человека в
дальнем космосе. Наверняка кроме
России и США в этом проекте примет
участие и ЕКА – Европейское космиче-
ское агентство.
НА АСТЕРОИД – С ОДНОЙ ПЕРЕСАДКОЙ
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН
СОШЛИСЬ НА ВЫСОКОЙ ЭЛЛИПТИЧЕСКОЙ ОРБИТЕ
Во французской Тулузе под девизом «Космос – наше
будущее» прошел 30-й Международный конгресс
астронавтов. Присутствовать на подобных встречах
имеет право любой человек, побывавший во внеземном
пространстве, вне зависимости от того, является ли он
членом Международной ассоциации космических
исследователей, эти конгрессы проводящей, или нет.
sonar2050.org
gdesol.ru
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook