Михаил НИКОЛАЕВСКИЙ
Противоречия сопровождают и теку-
щую деятельность: русофилы и русофобы
до сих пор не расставлены по местам в ад-
министрации. Довольно неуклюже выгля-
дят попытки развития темы стратегических
вооружений – слишком весомой и по боль-
шому счету самодостаточной для того,
чтобы ее можно было вписать в тактиче-
ский контекст политического торга.
Из знаковых фигур можно выделить
утверждение Р. Тиллерсона и Дж. Меттиса,
однако многочисленные «актеры» второго
плана остаются в подвешенном состоянии.
Болезненным щелчком является судебная
блокировка «миграционного указа» 45-го
президента США. Отмена ObamaCare не
подкреплена альтернативой, не обозначены
рамки налоговой реформы и т. д. Движется
по старой траектории политика США в
Сирии и Ираке.
Складывается устойчивое впечатление,
что новый глава американского государства
сел в свое кресло, не имея ни четкой нацио-
нальной экономической стратегии, ни
внятной концепции внешней политики. И
это на фоне легкого шока от предвыборных
обещаний настойчиво и системно, а глав-
ное – успешно продвигается многочислен-
ными противниками Трампа. Внутреннее
противодействие ему в США не позволяет
рассчитывать на то, что сигналы из Белого
дома обретут четкие контуры в ближайшее
время, а также на шаги, которые повлекут
конкретные результаты.
Для нас, как ни странно, это даже более
предпочтительный сценарий, потому что
программа Трампа все-таки существует, но
ее практическая реализация отнюдь не озна-
чает для России получения экономических
и политических дивидендов.
Трамп оставил нам богатое письменное
наследие за прошедшие 25 лет. Если про
анализировать его труды, становится по-
нятно, что он крайне последователен.
СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ
В ШЕСТИ ШАГАХ
В качестве основы для анализа програм-
мы «Трамп-2016–2020» стоит вспомнить
тезисы его совместных работ с Р. Кийосаки.
Они довольно занимательны.
Первая базовая проблема.
Дефицит тор-
гового баланса, вызванный потерей США
производственных мощностей. Она ведет к
деквалификации и снижению требований к
уровню образования. Даже внутренний спрос
в США удовлетворяется за счет импорта.
Страны-поставщики (прежде всего Китай)
используют американский печатный станок в
качестве рычага, «манипулируют и нажива-
ются на США». Более того, чувствуя
их критическое ослабление, Китай го-
товится к войне – торговой, киберне-
тической, традиционной.
Вторая базовая проблема.
Сокра-
щение производства не сопровожда-
ется снижением миграции и про-
граммами, направленными на рост
занятости через внутренние трудовые
ресурсы. Наоборот, миграция остает-
ся, растет критическая масса непро-
изводительных рабочих мест, а также
лиц, живущих нелегальным трудом и
находящихся фактически на социаль-
ном иждивении и пособиях.
Третья базовая проблема.
Произ-
водительность труда в США падает,
импорт товаров и комплектующих
растет, растут и издержки, но разви-
тие программ замещения саботиро-
валось политикой прошлой администрации
под флагом соблюдения экологических стан-
дартов, вопросов климата и т. п.
Четвертая базовая проблема.
Бремя ли-
дерства связано с необходимостью затрат.
Они не покрываются ни результатами войн,
ни «благодарностью союзников». Теряя эко-
номическую базу, США постепенно стано-
вятся неспособны удерживать лидерские по-
зиции в мире, обеспечивать свои интересы.
Можно отметить, что диагностика проб
лем, отраженная в работах Трампа и частично
вошедшаявоснову егопредвыборнойплатфор-
мы, в целом соответствует действительности.
Посмотрим, какие предлагаются решения.
Первое.
Сокращение издержек, связан-
ных с промышленным производством. Рас-
сматривается снижение внутренних цен на
энергоносители, внутренних цен на произ-
водные углеводородов, прежде всего топли-
во, налоговых ставок (и в целом налогового
бремени на промышленный сектор).
Второе.
Жесткое регулирование импор-
та в США и стимулирование инвестиций во
внутреннее производство.
Отметим, что в своей программе Трамп
не затрагивает вопросы заработной платы и
социального обеспечения производствен-
ных рабочих, а также стоимость самих ка-
питалов и кредита, и перейдем к конкрети-
зации шагов, направленных на обеспечение
решений.
Шаг первый.
Восстановление американ-
ского лидерства на нефтяном рынке. Сня-
тие любых ограничений на внутреннюю до-
бычу в США, ликвидация ОПЕК,
которая, по мнению Трампа, пред-
ставляет собой картельный сговор и
преступную организацию. США
должны вернуть себе контроль над
нефтяными рынками.
Второй.
Максимально жесткое
отношение к членам ОПЕК, которые
помимо участия в картельном сгово-
ре являются прямыми врагами. К
ним относятся Иран, Венесуэла, а
также Саудовская Аравия, которая на
деньги налогоплательщиков США
фактически финансирует терроризм.
Третий.
Ограничение возможно-
стей Китая, который манипулирует
внутренними валютными курсами,
поддерживая политику низких про-
изводственных издержек, применяет прак-
тику промышленного шпионажа, а также
коррумпирует элиты США.
Четвертый.
США должны забрать «во-
енные трофеи» на Ближнем Востоке, пре-
жде всего в Ираке, возвратиться к плану
репараций, гарантированной ренты образ-
ца 2003 года.
Пятый.
Отказ от всех издержек, которые
не приносят государству прямой прибыли.
Если такие необходимы, например союзни-
ческие военные затраты, то бремя подобного
рода обязаны нести все стороны. США
может оказывать военные услуги, если по-
требитель готов оплатить их стоимость.
Шаг шестой.
Мир входит в зону «круп-
ных сделок», обеспечить качество которых в
интересах США могут только люди бизнеса.
Их лидером должен стать 45-й президент.
Всего 43 пункта-тезиса программы
Трампа содержат упоминания: 11 раз –
Китая, 6 – Ирака, 3 – ОПЕК и НАТО, 2
– Южной Кореи, по одному – Венесуэлы,
Мексики, Ирана, Саудовской Аравии. 52
слова «нефть». И ни одного упоминания о
России, Европейском сообществе, Япо-
нии, Израиле, Сирии, ни звука про СЯС.
Если его заявления во время предвы-
борной кампании относительно Китая и
рынка углеводородов в целом повторяют
тезисы печатных работ, то о планах и по-
литике Трампа в отношении Европы и
России мы информированы значительно
меньше. Европейцам предлагается инве-
стировать в производство в США, вернуть
сбежавшие в Ирландию мощности в род-
ное гнездо, а также спросить свою совесть
насчет затрат по линии НАТО. С Россией
Трамп предлагает провести переговоры с
целью поладить и заключить «фантастиче-
ские, хорошие сделки».
России, очевидно, в программе отво-
дится роль гири на чаше весов, за которую
он готов заплатить. Однако отметим, что
до 2016 года (разные работы Трампа писа-
лись с 2000 по 2015-й) никакой необходи-
мости в «фантастических сделках» с Россией
не усматривается. Это означает, что сама
«сделка» и решения, которые потребуются
от Москвы в качестве гири на весах, отно-
сятся к планам прежде всего контроля
рынка углеводородов и того значения, ко-
торое приобрела Россия на Ближнем Вос-
токе, – центра их добычи и извлекаемых
запасов. Трамп хочет, как и Буш-младший,
контролировать издержки производства
конкурентов США через базовый сырьевой
ресурс и искренне считает, что за помощь
и/или невмешательство России в эту сферу
можно предложить некую хорошую цену.
Не осуществи Россия «сирийский ма-
невр», можно было бы с высокой степенью
вероятности утверждать, что риторика
Трампа по отношению к нашей стране была
бы куда как скромнее. Однако не только
наше присутствие на Ближнем Востоке тре-
бует от Трампа размышлять о цене сделки.
НЕШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
В теории у США в наличии колоссальные
запасы сырья, развитая промышленность и
технологии, а также финансовый ресурс. Од-
нако при всей развитости этой базы у нее есть
ряд существенных ограничений.
Технологически извлекаемые запасы в
США существенно ниже общих разведан-
ных и прогнозируемых. В частности, запа-
сы природного газа текущие – 8,7 трилли-
она кубических метров, извлекаемые слан-
цы – 3,6 триллиона кубических метров,
потенциальные – 24 триллиона кубиче-
ских метров. Запасы нефти текущие – 5,3
миллиарда тонн, извлекаемые сланцевые –
7,7 миллиарда тонн, потенциальные слан-
цевые – 35 миллиардов тонн. Много это
или мало? Это много. Это первое и второе
места по потенциалу в мире, однако если
учитывать уровень потребления, то карти-
на становится относительно скромной.
Если предположить, что США в бли-
жайшее время откажутся от импорта при-
родного газа и полностью перейдут на свое
производство, сохранив долю на внешних
рынках, то в текущем режиме потребления
собственных извлекаемых запасов стране
хватит на 13 лет, а при росте потребления на
пять процентов – на 12,6 года.
Аналогичная ситуация с сырой неф-
тью. В 2016 году США впервые открыли
резервы и отправили ее на внешние рынки,
однако объемы поставок были минималь-
ны, как и реальные контракты. Это немуд
рено. Рост экспорта за счет объемов соб-
ственной добычи при увеличении
потребления внутри страны позволит
развиваться на своих резервах менее
10 лет. С учетом роста потребления и
полного отказа от экспорта цикл со-
ставит 12 лет. Это очень низкие по-
казатели самообеспеченности базо-
вым сырьем.
Возникает парадокс: следующие
запасы могут быть извлечены только
затратным способом с ростом себе-
стоимости, однако Трампу нужна
максимально дешевая нефть, такой
же бензин и прочие производные.
Инвестиции не пойдут в отрасль,
если она не будет окупаема. Бум
сланца на подставной бухгалтерской
отчетности в 2010–2013 годах про-
шел. Второй такой пирамиды на
рынке не будет. Текущая цена 47–55
долларов за баррель ниже порога условной
себестоимости сланцевых проектов, кото-
рые имеют показатели по «легким» на-
правлениям – 40–45, а по ряду кластеров
– от 80 долларов и выше. Чтобы инвесто-
ры вкладывались, нужна высокая бирже-
вая цена, но при ней невозможно обеспе-
чить внутренний спрос сырьем дешевле
рынка. Для этого необходимо компенси-
ровать производителю выпадающие дохо-
ды, и одними налоговыми льготами этого
не достичь. Придется фактически выво-
дить из-под налогообложения целые от-
раслевые цепочки и переделы. От буровых
до АЗС, от газовых вышек до владельцев
электро- и тепловой генерации.
Реализовать программу Трампа можно,
если отсечь внутренний рынок США от
внешнего, от биржи. Это осуществимо, если
предоставить сланцевый рынок не специали-
зированным компаниям, как в данный мо-
мент, а мощным американским ТНК, дать
им налоговые льготы и преференции, в част-
ности, при разработке новых участков, дота-
ции на транспортировку внутри страны, а
также обеспечить иные источники заработ-
ка, которые будут покрывать издержки при
разработке внутренних запасов в США. Но
где же их, источники, взять?
Если Трамп хочет снизить цену на внут
реннем рынке США, то ему придется не
сбивать мировые цены, а наоборот, макси-
мально повысить их, чтобы компенсиро-
вать издержки американских компаний. Но
делать это в связке с ОПЕК он не сможет,
не хочет и не будет. Потому что основная
часть компаний стран Залива в настоящее
время представляет собой прежде всего го-
сударственные предприятия. Чтобы амери-
канские ТНК могли давать дешевую нефть
соотечественникам, необходимо продавать
дорогую в Китай и ЕС. Чем дороже она там
и дешевле в США, тем последние сильнее в
конкуренции за себестоимость продукции.
Реализовать подобную парадоксальную
стратегию Трамп может только путем то-
тального контроля, а фактически экспро-
приации запасов в странах Залива, в Ливии
и Венесуэле, возврата к ситуации до неф
тяного кризиса 70-х, когда не шейхи, а
американские компании распоряжались
аравийской нефтью.
В настоящее время Китай экспортиру-
ет нефть из ОАЭ, Саудовской Аравии, Ве-
несуэлы, России и Ирана, газ – из России и
Катара, уголь – из Австралии. Импорт
углеводородов составляет 310 миллиардов
долларов. Несмотря на титанические уси-
лия, снизить зависимость от привозного
сырья Китаю пока не удается. Страны-
поставщики, независимые от внешнего
давления, – Россия и Иран.
Отказ от вмешательства России в жест-
кую иранскую политику США, которую
они планируют проводить, будет, по всей
видимости, одним из условий «фантасти-
ческой сделки». Конкретно это может вы-
разиться в сворачивании сотрудничества
по модернизации и перевооружению ВС
Ирана, изменении позиции РФ в отноше-
нии ядерной программы Тегерана, что
влечет полноценный возврат санкционно-
го режима, который фактически обнулит
инвестиционную привлекательность сырь
евых кластеров страны для европейских и
транснациональных игроков.
США вполне могут предоставить Рос-
сии и Турции решать сирийский вопрос и
бороться с терроризмом самостоятельно,
отказавшись от поддержки курдов и ради-
кальных группировок и сосредоточив свои
усилия на Ираке. Формирование там
антииранского крыла при должной
проработке может найти достаточно
плодотворную почву. Более того, в
самом Иране США способны акти-
визировать оппозиционные настрое-
ния (потенциал которых значителен)
в северо-западных регионах с опорой
на Иракский Курдистан. Все это
может привести к тому, что Иран за-
стынет на месте без перспектив мо-
дернизации и развития добывающей
отрасли.
России будет предложено пере-
смотреть свои взгляды на ценообра-
зование на энергоносители для Китая,
а также не слишком усердствовать в
проектах «Большого шелкового
пути», который потенциально вдвое удеше-
вит логистику товаров «мировой фабрики».
Фактор европейских рынков приобретет в
таком случае особое значение. Они при вза-
имной тарифной войне, в которую могут
вступить США и Китай, станут тем полем,
за которое будут бороться обе стороны. Се-
годня доля Китая на рынке ЕС – 450 мил-
лиардов долларов (24%), США – 282 мил-
лиарда (15%). По большому счету сегодня
эти две страны делят между собой полови-
ну всего европейского импорта.
Обставляя Китай барьерами, новая ад-
министрацияСША вряд ли пойдет на какие-
то серьезные военные провокации. И дело
даже не в том, что Китай – ядерная держава,
или в количестве ценных бумаг США в
портфеле КНР – Пекину предложат переве-
сти часть производств и капиталов в строи-
тельство промышленной базыв самихСША.
Фактически этот процесс начался – китай-
ской бизнес-элите кулуарно обещаны «фан-
тастически выгодные вложения».
Все это показывает, что ожидания, кото-
рые в нашей стране распространились отно-
сительно избрания Трампа, не только завы-
шенные и преждевременные, но и наивно-
идеалистичные. 45-й президент – ярко выра-
женный наследник ресурсной политики
США, которая в разных модификациях яв-
ляется центром проекта бессменного «аме-
риканского лидерства». Роль, которая отво-
дится в этом проекте России, весьма далека
от понятия «фантастическая сделка». Факти-
чески нам будут стараться продать ненуж-
ное: договор по СЯС без привязки к ПРО,
снятие санкций без учета Крыма и без актив-
ных действий США на Украине по прекра-
щению конфликта и т. д.
Если мы примем политику «фантасти-
ческой сделки» Трампа, не выиграем ниче-
го относительно рынков Европы, наживем
себе негативно (и надолго) настроенный
Китай, потеряем уважение как самостоя-
тельный игрок, пойдя на поводу у США в
иранском вопросе. В итоге не получим
даже полноценной отмены санкций.
Для России наиболее адекватным ви-
дится следующее: занять бесконечную пе-
реговорную позицию с США, обозначить
этот путь к «фантастической сделке» как
лестницу в 1460 ступеней (четыре года ад-
министрации Трампа). И каждый день
проходить по одной ступени, ни в коем
случае не стремясь к прорывам в политике
с США. Задача – сделать так, чтобы Сое-
диненные Штаты сами отказались от тех
проектов, которые не несут непосредствен-
ной выгоды, но требуют существенных по-
литических и финансовых вложений в те-
кущем режиме (например активная под-
держка украинского кризиса). В против-
ном случае за каждую уступку с нас
потребуют положить на весы потенциаль-
ный актив из будущего, а такие активы,
как, к примеру, ШОС, стоят слишком до-
рого, чтобы делать их ставкой в игре с лю-
бителями «больших сделок».
Ожидания, которые
в нашей стране
распространились
относительно избрания
Трампа, не только завышенные
и преждевременные,
но и наивно-идеалистичные
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ТРАМПА
Лидерство,
не приносящее прибыли,
США теперь не интересует
Пекину предложат
перевести часть капиталов
в строительство
промышленной базы
в США. Фактически
этот процесс уже начался
Коллаж Андрея СЕДЫХ
Почти все сигналы, исходящие из Белого дома, являются
взаимоисключающими. Выражая намерения к защите Японии,
Южной Кореи и НАТО, 45‑й президент одновременно настаивает
на стратегическом пересмотре вопросов финансирования. По Китаю
тезис об «одном государстве» нивелируется и подтверждается
несколько раз за месяц. России советуют «вернуть Крым» и при этом
рассчитывают на «фантастически хорошую сделку».
Однако в этой ситуации Порошенко может пойти на воен-
ную авантюру, не только усиливая артиллерийские обстрелы и
продолжая организацию локальных боев по линии соприкос-
новения: он способен бросить украинскую армию в полномас-
штабное наступление с использованием тяжелой техники и
авиации. И то, что предпринимает руководство республик,
нужно рассматривать как некое упредительное действие. Уль-
тимативное требование снять транспортную блокаду под угро-
зой введения на предприятиях, расположенных на территории
ДНР и ЛНР и сохраняющих украинскую юрисдикцию, внешне-
го управления – реальная попытка вывести ситуацию на дру-
гой уровень. Соответственно Россия тоже должна продолжить
усилия, направленные на обеспечение безопасности населе-
ния непризнанных республик. Бросить их в нынешнем состоя-
нии без поддержки равносильно тому, чтобы обречь на вы-
живание, вместо того, чтобы дать возможность вернуться к
нормальной жизни. Потому ныне необходима последователь-
ность шагов, чтобы вначале де-факто установить с Донецком и
Луганскомнормальные межгосударственные отношения, а потом
и оформить это юридически. Признание документов ДНР и ЛНР
в России лишь первый шаг в этом направлении. Главная же за-
дача руководства непризнан-
ных республик состоит в
максимальном распростра-
нении своего влияния на тер-
риториях, примыкающих к
линии разграничения. Это
возможно с расширением
демилитаризованной зоны,
выводом оттуда всей тяже-
лой техники. Люди как мини-
мум должны спать спокойно
и не бояться обстрелов.
Если наша страна сделает
очевидные шаги к признанию
республик, мировое сообще-
ство наверняка продолжит
упражняться в антироссий-
ской риторике, и укрепление
позиций Трампа в США никак
на это не повлияет. Но для
нас все будет происходить в
дежурном, уже привычном
режиме.
Россия должна идти по-
следовательно: пусть внача-
ле признать не независимость, а результаты проведенных в
республиках референдумов. Надо поднимать вопросы о гено-
циде населения ДНР и ЛНР, апеллировать к Пакту о политиче-
ских правах 1966 года, заставить обсуждать ситуацию как ми-
нимум в ОБСЕ. Ведь есть механизм, прописывающий, когда и в
каких случаях признается право наций на самоопределение.
Сейчас в том же Славянске или Краматорске люди живут
лучше, нежели в Донецке или Луганске, во всяком случае спо-
койнее. И здесь очень важно показать, что независимые и са-
мостоятельные республики в состоянии обеспечить своим
гражданам уровень жизни как минимум не хуже, чем на терри-
тории Украины. А для этого надо дать им возможность рабо-
тать и развиваться как суверенным субъектам. Это же богатей-
ший край, и люди вполне в состоянии сами создать для себя
достойные условия, но это пока, к сожалению, зависит от по-
литических решений, которые принимают не они.
«
Если наша страна
сделает очевидные
шаги к признанию
республик, мировое
сообщество
наверняка продолжит
упражняться
в антироссийской
риторике. Но для нас
все будет происходить
в дежурном,
уже привычном
режиме
»
Еще свежи в памяти слова
министра обороны Велико-
британии Майкла Фэллона,
заявившего: «Не хотелось
бы, чтобы русский медведь
совал свои лапы в Ливию».
Но сама многострадальная
страна отнюдь не против.
Очередным подтвержде-
нием стала подготовка
визита в Россию премьер-
министра Ливии Фаиза
Сараджа, который намечен
на ближайшие дни. 20
февраля в Тунисе со-
стоялась встреча высоко-
поставленных дипломатов
стран Северной Африки,
на которой обсуждались
пути примирения противо-
борствующих сторон в
Ливии. Была запланиро-
вана встреча Сараджа с
«верховным главнокоман-
дующим» Халифой Хаф-
таром из Бенгази, также
имеющим тесные контакты
с российским руковод-
ством, но переговоры не
состоялись. Напрашивает-
ся вывод, что без помощи
Москвы клубок ливийских
противоречий распутать не
удастся.
ЛИВИЯ ХОЧЕТ ПОПАСТЬ В ЛАПЫ
ПРИЗНАКИ ПРИЗНАНИЯ
ПОЗИЦИЯ
ПОРА ДЕЛАТЬ РЕАЛЬНЫЕ
ШАГИ К НОРМАЛИЗАЦИИ
ЖИЗНИ В НОВОРОССИИ
Президент Академии
геополитических проблем,
генерал-полковник
Леонид ИВАШОВ
Украина, которая еще вчера считала себя
центром мира, вдруг осознала, что ей уже
мало интересуются и в США, и в Европе. И это
ослабление позиций как самого президента
Порошенко, так и всей правящей украинской
элиты используется в своих интересах
руководством ДНР и ЛНР и отчасти Россией
для того, чтобы отодвинуть от границ
непризнанных республик военную угрозу.
arabmir.net
02
№ 8 (672) 1–7 марта 2017 года
ГЕОПОЛИТИКА
ЭКСПЕРТИЗА