Газета «Военно-промышленный курьер». №8 (672) 1-7 марта 2017 года - page 8

08
«ОБОРОНКА»
№ 8 (672) 1–7 марта 2017 года
Василий БУРЕНОК,
президент РАРАН,
доктор технических наук
Знаковым для оборонной про-
мышленности России стал указ пре-
зидента от 19 января 2015 года № 18
«О генеральном конструкторе по
созданию вооружения, военной и
специальной техники». Но институт
генеральных конструкторов суще-
ствовал и до этого. В чем отличие?
Суть обозначена уже в преамбу-
ле: «В целях реализации единой
военно-технической политики в об-
ласти создания и совершенствования
вооружения, военной и специальной
техники». В дополнение к этому в
Положении о генеральном конструк-
торе сказано, что он «является руко-
водителем проекта по созданию
новых (перспективных), технически
сложных (ресурсоемких) образцов
(комплексов, систем) вооружения,
военной и специальной техники,
имеющих стратегическое значение
для обеспечения обороны страны и
безопасности государства». Таким
образом, основное отличие в том,
что генеральный конструктор теперь
отвечает не за создание отдельного
образца или комплекса ВВСТ, а за
координацию действий при созда-
нии совокупности новых образцов
близкого функционального назначе-
ния для всех видов Вооруженных
Сил и родов войск. Об этом свиде-
тельствуют и наименования проек-
тов, за которые отвечают назначен-
ные генеральные конструкторы: ав-
томатизированные системы, систе-
мы и средства связи и т. д.
Однако реализация указа в части
вооружения сухопутной составляю-
щей сил общего назначения (СВ,
ВДВ, морской пехоты, национальной
гвардии) оказалась непростой зада-
чей. Огромный ассортимент разно-
родных по функциям и конструктив-
ному облику образцов и комплексов
не давал возможности подобрать
одного человека на роль ге-
нерального конструктора.
По этой причине пред-
седатель Коллегии Военно-
промышленной комиссии
Дмитрий Рогозин внес на
рассмотрение президента
предложения о создании
Совета главных конструк-
торов по сухопутной со-
ставляющей сил общего
назначения (СОН). Колле-
гия ВПК в прошлом году
совместно с Минобороны,
Минпромторгом и Росгвардией за-
вершила работу по формированию
такого совета. Утвержден перечень
из 27 проектов, которые обеспечива-
ют создание перспективных образ-
цов, комплексов и систем вооруже-
ния общего назначения. Утверждены
головные организации промышлен-
ности, назначены главные конструк-
торы по проектам. 25 января 2017
года на заседании Коллегии ВПК
утверждено и руководство совета.
Этот орган по замыслу правитель-
ства будет координировать действия
создателей и производителей отдель-
ных образцов, регулировать не всегда
добросовестную конкуренцию между
ними, снижающую эффективность
работ по модернизации существую-
щих и разработке новых систем воору-
жений. Совет поможет рационально
использовать выделяемые ресурсы,
научно-производственный потенциал
и таким образом обеспечит сбаланси-
рованное развитие наземных сил.
ОТКУДА НЕСТЫКОВКИ
Однако возникают вопросы.
Скажем, какая конкуренция может
быть между разработчиками артил-
лерийских систем и медиками,
между связистами и автомобилиста-
ми? Что может объединять разра-
ботчиков реактивных систем залпо-
вого огня и создателей экипировки?
В чем суть сбалансированного раз-
вития наземных сил и как вообще
это оценивается?
На первый взгляд, все обозначен-
ные в докладах президента и предсе-
дателя Коллегии ВПК проблемы
должны решаться в процессе фор-
мирования Министерством оборо-
ны тактико-технических заданий
(ТТЗ) на разработку ВВСТ и при
верстке Государственной программы
вооружения, гособоронзаказа.
На деле проблема значительно
сложнее и создание совета оправдан-
но. ТТЗ действительно определяет
общий вид будущего образца ВВСТ,
но реально его конструктивный облик,
техническая начинка – дело ума и рук
главного конструктора. Более того, в
его же компетенции в соответствии с
существующим законодательством
находится формирование кооперации
исполнителей заказа. И получается,
что даже у близких по функциональ-
ному назначению образцов (напри-
мер автомобилей, бронетранспорте-
ров, боевых машин пехоты и десанта)
комплектация может быть самая раз-
ная в соответствии с исторически
сложившейся кооперацией. И даже
если какой-то узел лучше у соседа,
предпочтение будет отдано знакомо-
му предприятию.
Разунификация техники, состоя-
щей на вооружении в частях и под-
разделениях, – страшный бич, по-
рождающий затем проблемы с
материально-техническим обеспече-
нием войск, организацией ремонта и
эксплуатации (в том числе и с обуче-
нием личного состава). Каждый
главный конструктор заказывает
средства связи, комплексы автома-
тизации управления под себя – в ре-
зультате дублирование, различное
программное обеспечение, пробле-
мы с сопряжением отдельных образ-
цов в систему, которая должна рабо-
тать на поле боя как одно целое.
Если взять сложный комплекс,
добавляются другие проблемы. На-
пример, может оказаться, что зало-
женным в ТТЗ требованиям по
устойчивости комплекса ПВО к воз-
действию различных средств пора-
жения пэвэошная составляющая со-
ответствует, а шасси (автомобильное
или бронетанковое) – нет по той
причине, что при разработке послед-
него ставились другие задачи. Зна-
чит, придется дорабатывать. При-
чем сплошь и рядом оказывается,
что шасси имеет одну периодич-
ность технического обслуживания и
ремонта, а надстройка – другую.
Казалось бы, эта проблема и воз-
никнуть не должна, потому что та-
кого рода требования закладываются
в документах, называемых общими
техническими требованиями. Но
дело в том, что часть ОТТ устарела,
обновление не координируется, а не-
стыковки обнаруживаются слишком
поздно. Следовательно, обеспечение
единства нормативной правовой
базы разработки образцов ВВСТ
тоже должно кем-то обеспечиваться.
И кто, как не Совет главных кон-
структоров, наиболее компетентно
это сделает.
Образец ВВСТ разработан, на-
ступает этап заводских испытаний.
И опять обнаруживается, что испы-
тательная база у каждого своя, а ее
необходимо содержать, развивать.
Это затраты, так или иначе заклады-
ваемые в стоимость. Создание еди-
ной испытательной базы такого рода
также должно находиться в поле зре-
ния совета.
Еще одна проблема – подготовка
кадров. Определение перечня тре-
буемых специальностей, формиро-
вание (унификация) программ их
обучения также должны осущест-
вляться под эгидой объединения
главных конструкторов.
ВЫХОД ЕСТЬ
Проблемы можно называть и
дальше. Но уже перечисленных до-
статочно, чтобы понять, какие
основные задачи будут стоять перед
Советом главных конструкторов.
Они таковы:
1. Координация действийМинобо-
роны, других министерств и ведомств,
предприятий ОПК при создании
новых образцов ВВСТ.
2. Формирование, экспертиза
предложений в ГПВ и ежегодные го-
сударственные оборонные заказы
(ТТЗ, объемные и финансовые пока-
затели) в части ВВСТ сухопутной со-
ставляющей.
3. Формирование и сопровожде-
ние реализации программ создания
научно-технологического задела для
перспективных ВВСТ.
4. Унификация и стандартизация,
создание
единой
нормативно-
правовой базы для жизненного
цикла ВВСТ.
5. Развитие полигонно-испы-
тательной и стендовой базы, созда-
ние объединенных испытательных
центров.
6. Развитие инженерно-конст-
рукторских школ.
Четвертую из перечисленных
задач стоит конкретизировать, иначе
может возникнуть ощущение, что
необходимо унифицировать все под-
ряд – «и мины, и машины». Конечно
же, это не так. Как представляется,
основными направлениями унифи-
кации ВВСТ сухопутной составляю-
щей могут быть следующие:
– по базовым шасси под монтаж
образцов ВВСТ;
– по применяемым на образцах
ВВСТ средствам связи;
– по применяемым на образцах
ВВСТ средствам автоматизации
управления, включая технические и
программные компоненты;
– по способам и средствам обслу-
живания, ремонта, материально-
технического обеспечения;
– по системам электроснабжения
(источники тока, электротехниче-
ские изделия), датчикам и т. п.
Головной научной организацией
совета определена Российская акаде-
мия ракетных и артиллерийских наук
(РАРАН). Решение проис-
текает из той же проблемы
многотипности ВВСТ, ко-
торая обусловила создание
самого совета. В оборонной
промышленности нет орга-
низации, которая могла бы
охватить все направления
развития сухопутной со-
ставляющей ВВСТ. А в со-
ответствии с уставом акаде-
мии она, невзирая на узость
названия, объединяет уче-
ных и специалистов и наце-
лена на решение задач по всем аспек-
там развития системы вооружения
ВС РФ. Поэтому необходимо в штат-
ном расписании академии сформи-
ровать секретариат совета, который
обеспечил бы в организационном,
методическом и информационном
плане выполнение возложенных на
него задач.
При необходимости на базе
РАРАН могут быть образованы экс-
пертные группы по различным на-
правлениям деятельности совета. В
частности, по общим проблемам
развития ВВСТ СОН: технологиче-
ским, материаловедения, норма-
тивно-правового обеспечения, поли-
гонно-испытательной базы.
Таким образом, организацион-
ная основа для обеспечения рацио-
нального развития ВВСТ сухопут-
ной составляющей сил общего на-
значения создана. Далее необходима
кропотливая работа, направленная
на решение задач, поставленных
Коллегией ВПК и президентом Рос-
сийской Федерации.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
Уровень госдолга в России сейчас крайне низок (менее
14% ВВП) по сравнению с развитыми странами (106,4%
ВВП в США) и может быть увеличен без негативных по-
следствий для бюджета. К сожалению, сам Минфин кон-
сервативно подходит к такой возможности и неоднократ-
но заявлял, что не видит в этом необходимости.
Подпитываясь необходимыми финансовыми ресурса-
ми, мы могли бы обеспечить рост экономической актив-
ности, инициированный в отраслях ОПК, загружаемых
выполнением гособоронзаказа по перспективной Государ-
ственной программе вооружения (ГПВ).
К 2020 году масштабное перевооружение армии и
флота завершится, пик поставок по ГПВ будет пройден. Не
грозит ли это локомотиву экономики остановкой на рель-
сах, о чем говорят некоторые эксперты? Думается, нет, по-
тому что в дальнейшем начнется плановое, ритмичное
оснащение Вооруженных Сил, пополнение их арсеналов по
мере необходимости и износа действующей техники. И ко-
нечно, будут вестись работы над ВВТ новых поколений.
Как сказал президент России 8 сентября 2016 года в
тульском НПО «Сплав» на совещании по вопросам ис-
пользования потенциала ОПК в производстве высокотех-
нологичной продукции гражданского назначения, необ-
ходимо сосредоточиться на диверсификации. Глава госу-
дарства призвал ориентироваться на потребности передо-
вых наукоемких отраслей – медицины, энергетики, авиа- и
судостроения, на космос, информационные технологии и
связь. В декабре в ежегодном Послании Федеральному со-
бранию президент отметил исключительную важность
существенного наращивания предприятиями ОПК объе-
мов высокотехнологичной промышленной продукции
гражданского назначения и доведения ее доли в самое
ближайшее время до 1/3. Сейчас с учетом изделий двой-
ного назначения она составляет от 16 до 33 процентов.
При взаимодополняющем развитии военной и граж-
данской составляющих ОПК в ближайшие пять лет ожи-
дается устойчивая динамика наращивания объемов выпу-
ска во втором сегменте на уровне не менее пяти процен-
тов в год. Это позволит к 2020 году выйти на пропорцию
50:50. В стратегии госкорпорации «Ростех», например,
определено, что доля гражданской высокотехнологичной
промышленной продукции составит 50 процентов от об-
щего объема производства, хотя и к 2025 году.
Но уже сегодня ряд крупнейших интегрированных
структур Ростеха завершил реконструкцию производ-
ственных мощностей, провел масштабное перевооруже-
ние предприятий, активизировал деятельность по выпуску
товаров гражданского назначения. Это важно для финан-
совой стабильности самих
заводов, трудовых коллек-
тивов, которые, безусловно,
нужно будет сохранить, и
для того, чтобы средства, в
свое время направленные на
переоснащение
отрасли,
сработали на рост всей рос-
сийской экономики, способ-
ствовали импортозамеще-
нию, а также наращиванию
высокотехнологичного экс-
порта.
Акцент в работе по граж-
данской диверсификации,
подчеркнем, сделан именно
на таких направлениях, по которым, во-первых, пока со-
храняется существенная зависимость от импорта, во-
вторых, имеются положительные прогнозы будущего
спроса и, в-третьих, у самих предприятий ОПК наработа-
на необходимая компетенция.
В авиационном сегменте реализация соответствующих
мер поддержки позволит к 2020 году увеличить выпуск
гражданской продукции в два раза. К примеру, концерн
«Алмаз-Антей» осуществляет проект по созданию и по-
ставке систем управления воздушным движением: в ряде
региональных авиаузлов уже стоит наше оборудование,
поставляется оно и за рубеж, в частности в Монголию,
прорабатывается экспорт в Иран, другие страны.
Сегодня предприятия ОПК работают по 13 отрасле-
вым планам импортозамещения из 21, утвержденного
правительством, в том числе с привлечением средств
Фонда развития промышленности, которым уже одобре-
но выделение для организаций «оборонки» займов на 1,5
миллиарда рублей. С использованием этого инструмента
выполняются проекты электропривода тяги железнодо-
рожных локомотивов, роторной управляемой системы,
инновационного контейнера-цистерны.
Значительную часть заимствованных средств необходи-
мо будет направить в виде целевых кредитов на развитие
инфраструктурных отраслей (ТЭК, транспорта, телеком-
муникаций) в интересах устойчивой работы ОПК и обе-
спечения других направлений военного строительства.
80 ПРОЦЕНТОВ ПЛАНА
Стимулирование отечественного сельскохозяйствен-
ного производства не только положительно сказалось бы
на состоянии продовольственной безопасности страны,
но и в целом способствовало бы укреплению обороны,
обеспечению устойчивого социально-экономического
развития.
В связи с этим следует отметить холдинговую компа-
нию «РТ-Химкомпозит» (входящую в Ростех), которая
реализует проект создания первого в России авиационно-
го комплекса сельскохозяйственного назначения. Прин-
ципиально новый подход заключается в формировании
системы предоставления услуг авиахимработ в интересах
отечественных агропроизводителей. Предполагается раз-
вернуть на предприятиях холдинга серийный выпуск аг-
росамолетов, химикатов, а также средств их внесения на
посевные площади. Это позволит существенно снизить
стоимость обработки пашни, что особенно актуально при
интенсивном росте цен на зерновые культуры.
Часть займов следует направить на финансирование
научных и прикладных исследований в сфере информа-
ционных технологий и новых конструкционных матери-
алов, способных обеспечить паритет с блоком западных
стран.
Все это способствовало бы повышению платежеспо-
собности населения, росту занятости, квалифицированно-
го спроса на качественную рабочую силу, а значит, совер-
шенствованию человеческого капитала. Только так можно
удовлетворить целевой запрос общества на расширение
имеющихся научно-образовательных возможностей, при-
дание нового импульса прогрессу, обеспечивающему ре-
альное импортозамещение и расширение экспорта това-
ров с высокой добавленной стоимостью.
Интересам социально-экономического развития слу-
жило бы и осуществление иных крупных инфраструктур-
ных проектов в интересах обеспечения обороны и нацио-
нальной безопасности. Речь, в частности, о более рацио-
нальном размещении производительных сил, создании
новых территориально-промышленных комплексов,
освоении Нечерноземья, Сибири, Дальнего Востока,
Крайнего Севера, развитии дорожной и аэродромной
сети, строительстве мостовых переходов, портового хо-
зяйства, логистической инфраструктуры.
Это необходимо при отсутствии стабильного роста
численности населения и его старении. Кроме того, нас
существенно ограничивают концентрация людских ре-
сурсов и деловой активности в крупнейших агломераци-
ях, устойчивые межрегиональные различия в социально-
экономическом развитии, низкая инфраструктурная
обустроенность территории. Диспропорции будут толь-
ко нарастать, ослабляя оборону и безопасность.
Пока что общим направлением изменения простран-
ственной структуры экономики России за 1990–2015 годы
по большинству показателей (кроме добычи полезных ис-
копаемых) явилось увеличение доли западных регионов за
счет восточных.
Возможности развития России расширились бы и
через укрепление связей со странами ОДКБ и ШОС.
Сама жизнь заставляет нас наращивать торгово-
экономическое сотрудничество, углублять производ-
ственную и научно-образовательную кооперацию с
этими странами.
Следует особо подчеркнуть роль государства в реали-
зации задач социально-экономического развития в рас-
сматриваемой мобилизационной модели.
Как отмечает профессор Г. Костин, для России с уче-
том традиций социальной защиты, самодостаточности
ресурсов, протяженности транспортных артерий, клима-
тической зоны, специфики производственного потенциа-
ла наиболее эффективным
представляется соотноше-
ние планового и рыночного
секторов по объему ВНП
как 75 к 25. А на этапе вы-
хода из кризиса и восстанов-
ления народного хозяйства,
когда требуется мобилиза-
ция ресурсов на главных на-
правлениях, – как 80 к 20.
Эффективно действую-
щие органы государствен-
ной власти, облеченные до-
верием общества, вполне
могут выйти на оптималь-
ные пропорции обоих секто-
ров в управлении процессами развития страны и обеспе-
чения ее безопасности. В последнем случае значимый ре-
зультат вообще носит характер неконкурентного обще-
ственного блага, производство которого не может быть
организовано на рыночных основах. Как справедливо за-
мечают Л. Тарасевич, П. Гребенников и А. Леусский в
учебнике по микроэкономике, рыночный механизм не
обеспечивает парето-эффективной аллокации (межотрас-
левого распределения факторов производства и благ
между хозяйствующими субъектами). И тогда именно го-
сударство может и должно способствовать более рацио-
нальному использованию ресурсов либо через систему
налогообложения и дотаций, либо путем закрепления
собственности на право производить внешние эффекты.
По нашему убеждению, современная административ-
ная система не может всецело быть экономической и тем
более рыночной. Она не должна сводиться к бюджетной,
налоговой и денежно-кредитной политике государства, на-
целенной исключительно на таргетирование инфляции.
ГОРИЗОНТЫ СОВМЕСТНОЙ МЫСЛИ
Благотворное влияние оживленного военного строи-
тельства на все стороны жизни общества, ощутившего
брошенный ему вызов, сказывается, наконец, в сфере
социально-психологической. Ведь одно из направлений –
военно-патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации, совершенствование политико-морального со-
стояния личного состава Вооруженных Сил и того чело-
веческого капитала, из которого он формируется.
Необходимость противостоять все более очевидной
внешней враждебности порождает дополнительные ду-
ховные скрепы, способствующие улучшению морального
климата
в
стране,
развитию
конструктивного
государственно-гражданского диалога, консолидации об-
щества, укреплению доверия к органам власти. Возмож-
ности их мобилизующего воздействия на общественное
мнение и поведение многократно расширяются сегодня
благодаря современным технологиям электронной демо-
кратии с использованием передовых информационно-
телекоммуникационных средств. Перед лицом общей
угрозы открываются и новые горизонты взаимодействия
государства и общества для совместных мыслительных
(например в форме краудсорсинга) и административных
процессов, возможности для трансформации социальной
реальности в условиях укрепляющегося гражданского
мира и стабильности.
Лишь страна, готовая превратиться в единый лагерь,
способна дать отпор любому врагу, сколь превосходящим ни
казался бы поначалу его суммарный военный потенциал.
ПРИОРИТЕТЫ
Наиболее эффективным
представляется
соотношение планового
и рыночного секторов
по объему ВНП как 75 к 25
ТЕНДЕНЦИИ
НЕРЫНОЧНАЯ
ТЯГА
УМ – ХОРОШО,
СОВЕТ – ЛУЧШЕ
РАЗРАБОТКА НОВЫХ ВИДОВ ОРУЖИЯ
ТРЕБУЕТ КОНСОЛИДАЦИИ УСИЛИЙ ГЛАВНЫХ КОНСТРУКТОРОВ
Снижение издержек
в процессе жизненного
цикла ВВСТ при сохранении
требуемой эффективности
как отдельных образцов,
так и системы вооружения
– основное требование
к любым проектам в этой
области.
Каждый главный
конструктор заказывает
средства связи, комплексы
управления под себя
Начало на стр. 01
portal-kultura.ru
yellobill168.com
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook