12
Алексей ОЛЕЙНИКОВ,
доктор исторических наук, ведущий рубрики
После Горлицкого прорыва австро-германских войск
13 и 3-я армии Юго-Западного фронта отступили за Буг,
решив воспользоваться водной преградой как оборони-
тельным рубежом.
Противник наносил удар в районе местечка Влодава.
В распоряжении командования 3-й армии было три кор-
пусных авиационных отряда, но реальную боеспособность
сохранил лишь 31-й, в составе которого имелось пять са-
молетов. На него легла значительная нагрузка – боевые
задачи различного характера. Именно авиаразведка, осу-
ществленная летчиками отряда, выявила движение удар-
ной группировки противника.
18 июля в 25 километрах от Влодавы были обнаруже-
ны две общевойсковые колонны с артиллерией и обозами.
Первая шла на Влодаву из Войславице, а вторая – из
Холма. Авиаразведка установила наступление до полутора
корпусов немецкой пехоты.
Командование получило стратегиче-
скую информацию о направлении вра-
жеского главного удара. 1-я гвардейская
пехотная дивизия, находившаяся в ре-
зерве 3-й армии, срочно начала перебро-
ску под Влодаву. Но было очевидно, что
на рассвете 19 июля противник начнет
переправляться через Буг и одна диви-
зия не сможет остановить всю ударную
группу. И тогда командующий 3-й арми-
ей генерал от инфантерии Л. В. Леш
принял беспрецедентное в истории рус-
ских войск тактическое решение – под-
держать гвардейцев с воздуха.
31-й авиаотряд имел более четырех
тонн (250 пудов) бомб. Авиаудар согла-
совывался с командованием 1-й гвардей-
ской пехотной дивизии. Опять же впер-
вые в отечественной военной истории
было налажено взаимодействие назем-
ных и воздушных сил. Решили дать воз-
можность немцам навести мосты и пере-
править по ним свой авангард, после
чего русская артиллерия их разбивает, а гвардейская пехо-
та при поддержке авиации уничтожает отрезанные от
основной группировки части противника.
В шесть утра 19 июля пять аэропланов 31-го авиаотря-
да, каждый с 80 килограммами бомб на борту, вылетели к
Влодаве. К этому времени немцы успели навести три
моста, пехота начала переправу. Летчики, получив сигнал
от гвардейцев и увидев начало артиллерийской подготов-
ки, ринулись в бой. Все пять машин действовали единой
группой. Снизившись до 250-метровой высоты, на брею-
щем полете летчики поливали пулеметным огнем и заки-
дывали бомбами мосты и немецкую пехоту. Штурмовка
продолжалась до позднего вечера – русские самолеты
шесть раз пополняли боезапас, возвращались и вновь
бомбили и расстреливали неприятельские войска.
Впечатление от первого удара российской авиации
было так велико, что пехотные части германцев, оставив
позиции, бросались в Буг в надежде добраться до проти-
воположного берега. 19 и 20 июля германским войскам
был нанесен столь чувствительный удар, что на этом
участке фронта на целый месяц установилось затишье. А
ведь в то время каждый день имел важнейшее значение –
русские армии уходили из польского выступа. За два дня
31-м авиаотрядом, который нанес первый в нашей исто-
рии штурмовой удар, было расстреля-
но три тысячи патронов и сброшено
четыре тонны бомб.
Летчики
решили
важнейшую
оперативно-стратегическую задачу: выя-
вили продвижение ударной группы про-
тивника на Влодаву, установили ее чис-
ленность и поддержали наземные части
при нанесении контрудара. Немцы вы-
нужденно перешли к обороне – этим
были внесены существенные корректи-
вы в оперативно-стратегическое плани-
рование командования германской 11-й
армии. Единственный авиаотряд стал,
таким образом, стратегическим резер-
вом фронтового масштаба.
Показательный боевой эпизод про-
изошел в ходе летнего наступления
1917 года на румынском фронте. 27
августа на Окненском направлении
атака русской пехоты 4-й армии была
поддержана авиагруппой из 11 аэро-
планов. Летчики нанесли удар по пе-
реднему краю и ближнему тылу неприятеля. На брею-
щем полете они забрасывали бомбами и расстреливали
из пулеметов пехоту и наблюдательные пункты. В ходе
штурмового удара было израсходовано 110 килограм-
мов бомб. По показаниям пленных, удар оказался абсо-
лютно неожиданным для противника, занятого отраже-
нием атаки русской пехоты. Так же, как и в первом слу-
чае, это было устрашающе.
Малый радиус действия, недостаточно мощное воо-
ружение и отсутствие специальных прицельных приспо-
соблений для бомбометания не давали аэропланам воз-
можности в полной мере поддерживать наземные вой-
ска, но технические недостатки компенсировались мо-
ральным эффектом от первых штурмовых ударов и
самоотверженностью русских пилотов.
Автор идеи
Игорь Ашурбейли
Издатель
Ассоциация
военно-промышленных
компаний (АВПК)
Генеральный директор
Руслан Ашурбейли
Директор редакции
Зарина Гуриева
И. о. главного редактора
Владимир Лебедев
Арт-директор
Андрей Седых
Обозреватели
Константин Сивков
Олег Фаличев
Редакторы
Сергей Карпачев
Алексей Песков
Верстка и цветокоррекция
Юлий Нежинский
Валентина Никонорова
Корректура
Лариса Зимина
Светлана Литвинова
Дирекция
по распространению и PR
Александр Богуславский
Елена Камнева
Марина Тупий
Интернет-редакция
Татьяна Силаева
Станислав Сторожев
©
«Военно-промышленный курьер», 2017 г. Ссылка на «ВПК» обязательна. Перепечатка за рубежом допускается по соглашениюс редакцией.
Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет
Адресиздателя
иредакции:
125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80, корп. 16,
подъезд № 3.
Телефон/факс
(495) 780-54-36
E-mail:
А ТАКЖЕ…
Газета зарегистрирована
в Федеральной службе
по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и массовых
коммуникаций
Учредитель – АО «СОЦИУМ–А»
Издается с 19 августа 2003 года
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-60072
от 10 декабря 2014 г.
№ 8 (672) 1–7 марта 2017 года
КАЛЕНДАРЬ «ВПК»
Идея патетического музыкального
полотна, прославляющего непобедимый
русский народ, возникла у Дмитрия
Дмитриевича Шостаковича в конце 30-х.
Но в полную силу над будущей симфони-
ей композитор начал работать с первых
дней войны, когда строил оборонитель-
ные рубежи, дежурил в местной ПВО уже
сражающегося Ленинграда. Об этом ком-
позитор рассказал в радиовыступлении в
сентябре 1941-го, которое транслирова-
лось на всю страну: «Я говорю с вами из
Ленинграда в то время, когда у самых
ворот его идут жестокие бои с врагом. Я
говорю с фронта. Вчера утром я закончил
партитуру второй части моего нового
большого симфонического сочинения.
Для чего я вам это сообщаю? Для того,
чтобы все знали, что жизнь нашего горо-
да идет нормально. Все мы несем боевую
вахту. И работники культуры так же чест-
но, самоотверженно выполняют свой
долг, как и все граждане нашей необъят-
ной Родины. И чем лучше, чем прекрас-
нее будет наше искусство, тем больше
возрастет уверенность, что его никто ни-
когда не разрушит. Заверяю вас от имени
всех ленинградцев, работников культуры
и искусства, что мы непобедимы и что мы
всегда стоим на своем боевом посту».
В октябре 1941-го Дмитрия Шоста-
ковича с семьей самолетом вывезли из
блокадного Ленинграда вначале в Мо-
скву, а затем в Куйбышев. К тому време-
ни основа симфонии уже была готова.
Вспомним: широкий распев русской
души прерывает вероломное, жестокое
нашествие врага, но жуткую какофонию
захватчиков пересиливает мужественная
и мелодичная тема Родины, где слышат-
ся память, скорбь и надежда. Как вспо-
минал композитор, первые части произ-
ведения были написаны на одном дыха-
нии: нужно было перенести на ноты
пульс обороны Ленинграда. Работа над
финалом монументального произведе-
ния продвигалась не столь стремитель-
но. Шостакович ни на секунду не сомне-
вался в нашей победе, что и должна
была предвосхитить мощная концовка
симфонии во славу русского народа, его
духа и оружия. Между тем ситуация на
фронте оставалась тревожной и непро-
сто было представить музыкальное во-
площение будущей Победы.
27 декабря 1941 года финальные ак-
корды были написаны. И под Новый год
Дмитрий Шостакович в квартире на улице
Фрунзе, куда его поселили, с пианистом
Львом Обориным в четыре руки сыграли
на фортепиано симфонию по только что
завершенному клавиру. Первым оценил
произведение живший по соседству тоже
эвакуированный главный дирижер Боль-
шого театра Самуил Самосуд. Музыка на-
столько захватила участников импрови-
зированного прослушивания, что неза-
медлительно было принято решение –
исполнить. Нотную бумагу доставили из
Москвы. Артисты оркестра Большого
театра сами расписали партии для своих
инструментов. Репетировали в фойе
Дворца культуры имени Куйбышева.
Премьера Ленинградской симфонии
состоялась 5 марта 1942 года. Зал был
переполнен. Большую часть билетов по-
лучили как поощрение лучшие работники
предприятий, круглосуточно выпускав-
шие продукцию для фронта. Люди, вроде
бы неискушенные в музыке. Но когда
после краткого вступительного слова
Шостаковича заиграл оркестр, все слу-
шали, затаив дыхание, сопереживая
каждой музыкальной картине, пропу-
ская через себя колоссальную энергети-
ку великого произведения.
Когда отзвучали финальные аккор-
ды, воцарилась гробовая тишина, а
потом зал взорвался овациями, отмечал
кинокритик Алексей Каплер: «Слова
«овация», «успех» ни в какой мере не
передают того, что творилось в зале. У
многих на глазах стояли слезы. Вновь и
вновь выходил на сцену создатель этого
творения, и не верилось, что это именно
он, 35-летний худощавый интеллигент-
очкарик, выглядевший совсем юным,
мог вызвать такую бурю эмоций».
Уже на следующий день после премье-
ры партитура Седьмой симфонии самоле-
том была отправлена в Москву, где ее с
триумфом исполнили в Колонном зале
Дома союзов 29 марта 1942 года.
Создание Седьмой симфонии стало
событием для всего музыкального мира.
Известнейшие американские дирижеры –
Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини,
Сергей Кусевицкий, Юджин Орманди,
Артур Родзинский обратились во Всесо-
юзное общество культурной связи с загра-
ницей (ВОКС) с просьбой срочно, самоле-
том выслать партитуру Седьмой симфо-
нии Шостаковича в Соединенные Штаты.
Такой же запрос пришел из Англии. Пер-
вое исполнение Ленинградской симфонии
в Нью-Йорке передавали радиостанции
США, Канады и Латинской Америки.
Но самой памятной, дорогой, пронзи-
тельной стала премьера Седьмой симфо-
нии в осажденном Ленинграде 9 августа
1942 года. Когда обескровленный ор-
кестр радиокомитета укрепили музыкан-
тами, отозванными с фронта. Когда во
время исполнения на город не упал ни
один вражеский снаряд – фашистские
позиции подавила наша артиллерия.
Когда в условиях блокады специалисты
Ленинградского радио организовали
трансляцию симфонии из Большого зала
филармонии на весь мир, благодаря чему
планета узнала: город жив, борется и уже
точно не будет покорен.
Сегодня Седьмая симфония Шоста-
ковича входит в репертуар ведущих ор-
кестров мира. Каждое поколение нахо-
дит в великой музыке наиболее близкие
и понятные ассоциации, интонации. И
наверное, не случайно именно это про-
изведение, символизирующее победу
добра над злом, маэстро Валерий Герги-
ев с оркестром Мариинского театра ис-
полнил 21 августа 2008 года в разрушен-
ном грузинскими войсками Цхинвале. 28
февраля 2015-го симфония прозвучала
в Донецкой филармонии как часть бла-
готворительной программы «Блокадни-
ки Ленинграда – детям Донбасса». Му-
зыкальный символ Победы русского на-
рода продолжает служить Отечеству.
Алексей ЗАХАРЦЕВ
75 лет
назад
впервые
исполнена
Ленинградская
симфония
БЕЛЫЕ ПЯТНА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
Подписные индексы
Каталог «Роспечать» – 25933
Каталог Российской
прессы – 60514
Газета отпечатана
в типографии
Московский филиал
ООО «Типографии
«Комсомольская правда»
Адрес типографии:
125438, г. Москва,
Лихачевский переулок, д. 4, стр. 2
Номер подписан в печать
27 февраля 2017 г. в 15.00
по графику и фактически
Тираж 50 230 Заказ № 190
Цена свободная
К стыду своему скажу, что ко всякого
рода конкурсам отношусь не слишком
внимательно, потому для меня было пол-
нейшей неожиданностью звание лауреата
премии «Щит и меч Отечества». Книгу вы-
двинул Союз писателей, и о том, что мое
произведение в числе участников, я узнал
постфактум. Зато газету «Военно-
промышленный курьер» читаю постоянно
и считаю необходимым сказать: она, к со-
жалению, большой дефицит. В киосках
купить трудно, потому зачастую беру оче-
редной номер у знакомых, у друзей. Или
смотрю в Интернете.
«ВПК» на сегодня – самая глубокая и
профессиональная газета по патриотиче-
ской, военной и оборонной тематике. Факты,
исследования, аналитика – все, что необхо-
димо офицерам, студентам, ученым. В моем
окружении «ВПК» реально зачитывают до
дыр. Премия, учрежденная такой газетой, не
может не быть престижной. Мы все должны
понимать, что живем ради России, что геро-
изм, самопожертвование, патриотизм – это
высшие наши ценности.
Героями книги, отмеченной премией
«Щит и меч Отечества», стали волонтеры
фронтового информационного агентства
«АННА-ньюс». На фоне ближневосточных
событий оно на свой страх и риск разверну-
ло отчаянную борьбу, по форме обычно на-
зываемую пропагандой. Работающие в
агентстве вовсе не профессиональные жур-
налисты, прячущиеся за лукавством неза-
висимости СМИ, а люди иных профессий,
поэтому оказались вне правовой защиты. В
них подло стреляли, как в Игоря Надырши-
на или Саню Мирошниченко, Андрея Фила-
това или Виктора Кузнецова, Василия Пав-
лова или Марата Мусина, их предавали и
продавали. Журналистский снобизм исклю-
чал их из числа «своих», да они бы и оскор-
бились, случись иначе. Они действительно
независимы: бескорыстие и отвага, съемки
без постановочных кадров, аналитизм, а не
дайджестовость. Центральные каналы
брали их видеоряд, стирая логотип, – тако-
ва изнанка медийности, где живут прагма-
тизм, алчность, пошлость и откровенный
цинизм. Они не были коллегами – слово-то
какое калечное, холодное, но собратьями,
соратниками, единомышленниками, одер-
жимыми одной идеей, сплоченными миро-
воззрением и мироощущением. Их репор-
тажи жгли сердца и не оставляли равно-
душных. Пропаганда – дело государства и
не допускает дилетантизма, но на поверку
эти люди оказались первыми и порой
более профессиональными, чем уполно-
моченные ведомства и специалисты.
Книга «Тихая работа вежливых людей»
– мозаика мыслей и событий, так и не со-
бравшихся в единое целое, а вовсе не за-
писки и размышления одного человека. Это
отражение пережитого всей группой, хотя
для каждого оно свое, как и судьба, предна-
чертанная свыше. Рассказанное всеми по-
рознь и сведенное вместе, оно разнится
лишь в деталях. Конечно, каждый прожил
там, за «лентой», свою жизнь, пропуская
виденное через себя. Порой обстоятель-
ства оказываются сильнее, но есть высота,
которую не обойти. Ее кто-то берет, а дру-
гой отступает. Это высота совести. Мы
взяли ее, потому и едем сейчас, сегодня,
завтра туда, где убивают, где калечат, но
где рождается, кристаллизуется, цементи-
руется русский дух, который не сломить
никогда и никому!
Мы наивно верили, что Новороссия не
просто территориальное образование, а
воплощение идеи справедливости. Но не
случилось даже смены декораций – лишь
новые статисты в драме с предрешенным
финалом. Нет больше Сан Саныча Беднова
– бесстрашного Бэтмена, нет Жени Ищен-
ко, нет луганского Робин Гуда – Леши
Мозгового, нет Прапора. Десятки ополчен-
цев убиты. Но мы все равно едем туда,
веря, что нужны России.
«Щит и меч Отечества».
Слово лауреата
Сергей БЕРЕЖНОЙ:
«Мы едем на передовую
с верой, что нужны России»
СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ
Наша авиация поддерживала наземные
войска с самого начала своего боевого пути.
Вспомним самые примечательные эпизоды.
Генерал
от инфантерии
Л. В. Леш
РУССКИЕ АЭРОПЛАНЫ ДЕЙСТВОВАЛИ
НЕОЖИДАННО И УСТРАШАЮЩЕ
Главной задачей своего творчества писатель Сергей Бережной,
живущий в Белгороде, считает исследование психологии человека войны.
Там, в окопах, проявляются и самые черные стороны натуры,
и самые благородные качества. Один рвется мародерничать,
другой никогда не прикоснется к чужому. Кто-то неспособен
на бесчестие и вместе с силой ощущает великую ответственность.
А на него через прицел смотрит тот, кто, взяв автомат,
считает себя вершителем судеб. Сергей Бережной пишет
о своих героях не по рассказам. Он сам оказывается в гуще
тех событий, которые потом становятся сюжетами его книг.
Подвеска бомб на «Ньюпор»
«
У многих на глазах
стояли слезы. Вновь
и вновь выходил на сцену
создатель этого творения,
и не верилось, что именно он,
интеллигент-очкарик,
выглядевший совсем юным,
мог вызвать такую
бурю эмоций
»
5
марта
Работы по созданию такого оружия
начались еще до войны. Этим занимался
Реактивный научно-исследовательский
институт. Здесь под руководством Сер-
гея Королева была создана, в частности,
тактическая по современным понятиям
управляемая крылатая ракета «212» с
дальностью стрельбы 80 километров.
Дело дошло до экспериментальных
стартов с наземной пусковой установки
В дальнейшем над управляемой КР
(самолетом-снарядом) класса «земля-
земля» для Сухопутных войск трудился
коллектив Владимира Челомея. Его из-
делие, стартующее с буксируемой ката-
пульты, имело прародительницей не-
мецкую «Фау-1». Самолет-снаряд 10-XН
рассчитывался на дальность более 200
километров, то есть относился к ракет-
ному оружию оперативно-тактического
назначения. Однако его разработка была
сочтена командованием Советской
армии бесперспективной, и в 1953 году
затею прекратили. Следует заметить, что
к тому времени на вооружение ВВС США
приняли первую за океаном оперативно-
тактическую крылатую ракету MGM-1
«Матадор» класса «земля-земля». Она
была способна доставить 50-килотон-
ный ядерный заряд на дальность до ты-
сячи километров.
В СССР в основу была положена раз-
работанная в ОКБ-155 АртемаМикояна ПКР
КС (система «Комета»), представляющая
по сути беспилотный вариант истребителя
МиГ-15. «Кометами» оснащались первые
отечественные бомбардировщики-ракето-
носцы авиации ВМФ Ту-4КС и Ту-16КС.
Созданием на основе ракеты КС
самолета-снаряда КС-7 системы «Мете-
ор» занимался дубненский филиал ОКБ-
155 (ныне знаменитая «Радуга») под на-
чалом Александра Березняка. Это было
ракетно-ядерное оружие – соответствую-
щий заряд для КС-7, получившей в войсках
обозначение ФКР-1 (фронтовая крыла-
тая ракета первая), был разработан в
московском КБ-25 (ныне ВНИИА имени
Н. Л. Духова). Параметры у ФКР-1 усту-
пали таковым у «Матадора»: скорость –
0,8 Маха, дальность – в диапазоне 25–
125 километров. Система «Метеор», как
и «Матадор», была подвижной – пуско-
вые катапульты Х-7 на одноосном полу-
прицепе буксировались седельными тя-
гачами ЯАЗ-214.
Применение ФКР-1 для нанесения
ядерного удара по противнику, удержи-
вающему населенный пункт, было про-
демонстрировано в предназначенном
для слушателей военных академий сек-
ретном учебном фильме «Боевые дей-
ствия в городе». Учебой, однако, дело
не ограничилось: два полка ФКР-1,
каждый с восемью пусковыми установ-
ками, были переброшены на Кубу во
время Карибского кризиса. Эти полки
могли смести с острова базу США в Гу-
антанамо и испепелить американский
десант, если бы он попытался там вы-
садиться.
В СССР ввиду несоответствия требо-
ваниям времени ФКР-1 быстро сняли с
вооружения. Им на смену уже в 1962
году начали поступать «умеренно»
сверхзвуковые (1300 км/ч) оперативно-
тактические ФКР-2, разработанные в
ОКБ-52 на основе флотской П-5 (для
подводных лодок). Эти челомеевские
создания летали на 500 километров,
имели ядерную боевую часть и разме-
щались на самоходных пусковых уста-
новках. ФКР-2, как и ФКР-1, «родилась
старушкой», сразу отстав от своего вре-
мени лет эдак на 10 без перспективы
успешной модернизации. Тем не менее
на вооружении ФКР-2, развернутые в
количестве пяти полков, продержались
до 1975 года.
Константин ЧУПРИН
3
марта
60 лет назад на вооружение
Советской армии принята
первая серийная крылатая ракета
wikimedia.org
Дмитрий Шостакович
на премьере
Ленинградской симфонии.
5 марта 1942 года