67
Наиболее перспективным многоцелевым истребителем пятого поколе-
ния является самолет F-35, который создан в США с участием союзников по
НАТО (более 10 стран). Он обладает достаточно высокой маневренностью,
большим радиусом действия, малой заметностью, возможностью короткого
взлета и вертикальной посадки, сниженной массой планера и оборудования,
малой уязвимостью и улучшенными характеристиками бортового радиоэлек-
тронного оборудования. В боевом составе они заменят устаревшие типы са-
молетов ТА. Общая численность самолетов может составить более 2500.
В США также начаты исследования по определению концептуального об-
лика тактического истребителя шестого поколения. Предполагается, что он
будет иметь двигатель с изменяемым рабочим циклом и управляемым векто-
ром тяги, обладать высоким аэродинамическим качеством на любых режи-
мах полета, иметь встроенное вооружение на новых физических принципах
и принципиально новое бортовое оборудование. Поступление на вооруже-
ние таких самолетов возможно не ранее 2040 года.
В европейских странах самостоятельные разработки истребителей пятого
и шестого поколений маловероятны в силу значительного технологического
отставания от США. Германия и Франция основные усилия направляют на
модернизацию самолетов собственной разработки (EF-2000 Typhoon, Rafale,
Mirage 2000, Tornado).
Многоцелевой истребитель Eurofighter EF-2000 Typhoon является основой
европейских ВВС в XXI веке
43
. Многие технические новинки, используемые на
самолете, были отработаны фирмой «Бритиш аэроспейс» (British Aerospace)
в конце 1980-х годов на демонстрационном самолете ЕАР. В июне 1986 года
Германия, Италия и Великобритания образовали консорциум Eurofighter,
в который позже приняли Испанию. Целью консорциума стала разработка
многофункционального истребителя четвертого поколения. Были образова-
ны и другие консорциумы для разработки двигателя EJ-200 для этого самоле-
та, многорежимной БРЛС ECR-90, а также тепловой системы поиска и усовер-
шенствованной оборонительной системы DASS.
Первые два опытных самолета EF-2000 Typhoon, собранные в Германии
и Великобритании и получившие обозначения DA.1 и DA.2 соответственно,
впервые поднялись в воздух 27 марта и 6 апреля 1994 года. За ними последова-
ли шесть опытных машин (в том числе и пара двухместных), которые предна-
значались для испытаний двигателя EJ-200, РЛС ECR-90, БРЭО и вооружения.
В 1998 году истребитель получил название Typhoon. В начале 2002 года со-
стоялись полеты первых серийных истребителей, которые явились гордостью
европейской оборонной промышленности. По данным компании Eurofighter,
43