Книга «Средства воздушно-космического нападения и воздушно-космической обороны. Состояние и развитие». Под общей редакцией доктора технических наук И.Р. Ашурбейли - page 77

СРЕДСТВА ВОЗДУШНОГО НАПАДЕНИЯ
76
лось 2800 часов боевого налета. Сбитый Су-25 имел в среднем 80–90 боевых
повреждений (известны случаи, когда самолет возвращался на базу со 150
пробоинами).
По этому показателю он значительно превосходил другие применявшиеся
в Афганистане советские самолеты (например, один потерянный Су-17 имел
в среднем 15–20 повреждений) и американские самолеты периода войны во
Вьетнаме
50
. Самолеты Су-25 неоднократно возвращались на одном двигателе,
с пробитыми топливными баками и тягами управления, с поврежденными
лонжеронами крыльев и рябым от попаданий бронестеклом. За весь период
боевых действий не было случаев взрыва топливных баков и потери штурмо-
вика из-за гибели летчика.
Такие высокие показатели живучести и боевого применения были обу-
словлены высокими характеристиками самолета. Су-25 имел максимальный
взлетный вес 17 600 кг, максимальную скорость у земли – до 1000 км/час, на
высоте – М=0,82, боевой радиус на высоте – до 1250 км, у земли – 750 км,
практический потолок – до10 000 м и максимальную высоту боевого приме-
нения – 5000 м. Вооружение самолета составляла одна 30-мм двуствольная
пушка ГШ-30-2 в нижней носовой части с 250 патронами и целая вариация
ракетного вооружения. Боевая нагрузка – 4340 кг на 8 (10) узлах подвески,
нормальная нагрузка – 1340 кг.
Серийный выпуск самолетов Су-25 был завершен в 1992 году и, по данным
западных экспертов, составил приблизительно 700 самолетов всех модифика-
ций. Одноместные штурмовики (Су-25, Су-25БМ и Су-25Т/ТМ) производи-
лись на авиазаводе в Тбилиси, двухместные (Су-25УБ и Су-25УТГ) – в Улан-
Удэ. В настоящее время различные варианты Су-25 находятся на вооружении
ВВС России, Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Чехии, Словакии,
Болгарии, Анголы, Афганистана, КНДР и Ирака.
В декабре 1971 года с аэродрома Новосибирского авиационного завода
поднялся в воздух первый серийный Су-24. В следующем году завод развер-
нул крупномасштабное производство нового бомбардировщика. В течение
нескольких лет первые серийные машины проходили войсковые испыта-
ния. С 1973 года началась эксплуатация Су-24 в строевых частях, а в 1975
году самолет был принят на вооружение советских ВВС. Выпуск продол-
жался до 1993 года, было построено около 1200 самолетов Су-24 различных
модификаций
51
.
Первоначально серийные Су-24 (кодовое обозначение этого самолета
в НАТО – Fencer-A, «Фехтовальщик») имели шесть точек подвески вооруже-
50
Сухой Су-25 Грач.
51
Портал:
Фронтовой бомбардировщик Су-24. Вооружение России и других
стран мира.
1...,67,68,69,70,71,72,73,74,75,76 78,79,80,81,82,83,84,85,86,87,...338
Powered by FlippingBook